Общие положения

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в апреле 1994 года учрежден Конституционный Суд Республики Беларусь (далее – Конституционный Суд), который осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве посредством конституционного судопроизводства в целях защиты конституционного строя Республики Беларусь, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь.

Правовую основу организации и деятельности Конституционного Суда составляют Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция), Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права. Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда избираются из числа судей Конституционного Суда.

Судьи Конституционного Суда избираются на 11 лет.

Конституционный Суд осуществляет следующие полномочия:

по предложениям Президента Республики Беларусь, Президиума Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о толковании Конституции;

о соответствии Конституции законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов;

по предложениям Президента Республики Беларусь дает заключения:

о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

о соответствии Конституции законов, принятых Парламентом Республики Беларусь, до их подписания Президентом Республики Беларусь;

о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;

о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь;

в случаях, предусмотренных Конституцией, дает заключения:

по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции;

по предложению Президента Республики Беларусь о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Республики Беларусь Конституции;

по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания дает заключения о конституционности проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

в порядке, установленном законом, выносит решения:

по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;

по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел;

в порядке, установленном законом:

по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

принимает послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

В решениях и формулируемых в них правовых позициях Конституционный Суд, исходя из верховенства права, путем выявления конституционно-правового смысла норм законов и иных нормативных правовых актов способствует выработке правовых механизмов развития и защиты конституционных ценностей и достижения конституционно значимых целей, ориентирует законодателя и правоприменителей на неукоснительное соблюдение конституционных положений и их реальное обеспечение.