Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
27 декабря 2016 г. № Р-1080/2016
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 декабря 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Положения Закона направлены на уточнение законодательного регулирования пенсионного обеспечения граждан в части увеличения необходимого срока уплаты обязательных страховых взносов как обязательного условия назначения трудовой пенсии, повышения размера трудовых пенсий в зависимости от стажа, их исчисления, корректировки законодательной регламентации вопросов, касающихся, в частности, назначения социальной пенсии, уточнения перечня плательщиков обязательных страховых взносов.

 

Принятие Закона обусловлено также необходимостью согласования норм Гражданского кодекса Республики Беларусь и Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, законов Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», «Об основах государственного социального страхования», «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О профессиональном пенсионном страховании», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них», «Об альтернативной службе» с положениями иных законодательных актов Республики Беларусь.

 

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит анализ и оценку положений Закона, являющегося предметом рассмотрения по настоящему делу, учитывая необходимость обеспечения верховенства и непосредственного действия норм Конституции. При этом Конституционный Суд отмечает важность учета в нормах Закона конституционных требований:

 

исходя из необходимости последовательного и эффективного выполнения Республикой Беларусь своих функций как социального государства с ориентацией на основополагающие конституционные ценности, высшей из которых являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2 Конституции);

 

исходя из обязательности соблюдения при правовом регулировании общественных отношений социальной направленности закрепленных в Конституции основополагающих принципов верховенства права (часть первая статьи 7), взаимной ответственности государства и гражданина (часть вторая статьи 2), приоритета прав и свобод человека и гарантий их реализации (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21, часть первая статьи 59);

 

исходя из положения статьи 47 Конституции, предусматривающего гарантирование гражданам Республики Беларусь права на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом;

 

исходя из гарантированности права на социальное обеспечение, имеющего для Республики Беларусь характер международного обязательства, вытекающего из международно-правовых актов в области прав человека, которое государство обязано выполнять посредством национальных усилий и международного сотрудничества, в соответствии со своей структурой и в максимальных пределах имеющихся ресурсов всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер (статья 22 Всеобщей декларации прав человека, статьи 2 и 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, преамбула и статья 1 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека);

 

исходя из принципов социальной справедливости и правовой безопасности при реализации законодателем своих дискреционных полномочий относительно допустимых (возможных) пределов правового регулирования.

 

С учетом того, что законодательные подходы к решению вопросов социального обеспечения касаются прежде всего определения условий реализации гражданами Республики Беларусь своего права на трудовую пенсию по возрасту, Конституционный Суд считает возможным обратить внимание на ряд положений Закона, направленных в первую очередь на изменение законодательного регулирования отношений в области пенсионного обеспечения в Законе «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о пенсионном обеспечении), а также в других законах, регламентирующих отдельные вопросы государственного социального страхования.

 

2. Изменения и дополнения, вносимые Законом (статья 1) в Закон о пенсионном обеспечении, направлены на установление условий реализации гражданами права на трудовую пенсию по возрасту в части уточнения правил, касающихся уплаты обязательных страховых взносов, корректировки размеров пенсий за каждый полный год стажа работы сверх 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин), порядка исчисления пенсий в процентах к заработку, порядка определения и подтверждения заработка, требований к назначению социальных пенсий.

 

2.1. Пунктом 2 статьи 1 Закона излагается в новой редакции статья 5 Закона о пенсионном обеспечении, определяющая лиц, имеющих право на пенсию. При этом устанавливается, что право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных данным Законом. Закрепляются положения, согласно которым право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 11–13 и 15 Закона о пенсионном обеспечении и за выслугу лет в соответствии со статьями 47–492 этого Закона предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 15 лет 6 месяцев. Данный стаж работы не является окончательным: начиная с 1 января 2017 г. он ежегодно будет увеличиваться на 6 месяцев до достижения 20 лет.

 

Таким образом, суть указанных нововведений заключается в увеличении минимального срока обязательной уплаты страховых взносов с 10 до 15 лет 6 месяцев (с последующим увеличением его до 20 лет) как одного из необходимых условий предоставления права на трудовую пенсию по возрасту лиц, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию. При этом требование о стаже работы с уплатой таких взносов не менее 5 лет сохраняется лишь для инвалидов войны, матерей военнослужащих, многодетных матерей, родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), лилипутов и карликов, а также инвалидов с детства, то есть лиц, на которых распространяется действие статей 17–22 Закона о пенсионном обеспечении.

 

Аналогичного рода увеличение срока уплаты обязательных страховых взносов до 15 лет 6 месяцев и более предусматривается также уточняемыми редакциями пункта 1 статьи 54 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» и пункта 2 статьи 31 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (соответственно пункт 3 статьи 7 и пункт 3 статьи 11 Закона).

 

Конституционный Суд считает, что законодатель, осуществляя предоставленные ему в рассматриваемой сфере правового регулирования полномочия (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции), вправе предусматривать как общие правила пенсионного обеспечения, так и условия возникновения права на трудовую пенсию (в частности, по возрасту, за выслугу лет), своевременно уточняя их и обеспечивая тем самым гарантии реализации права граждан на пенсию определенного вида, соответствующие ее природе и назначению. Установление увеличенного по сравнению с действующим срока уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда для реализации права на предоставление пенсии по возрасту имеет общественно значимую цель – обеспечить должную наполняемость бюджета указанного фонда посредством уплаты обязательных страховых взносов в течение более длительного периода. Указанное правовое регулирование направлено на достижение сбалансированности доходов и расходов данного бюджета и надлежащее гарантирование Республикой Беларусь как социальным государством реализации права гражданина на пенсионное обеспечение.

 

Данный законодательный подход отвечает положениям статьи 59 Конституции, в соответствии с которыми государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности; эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

 

2.2. В то же время Конституционный Суд считает необходимым отметить особенности законодательного регулирования отношений, касающихся установления сроков уплаты обязательных страховых взносов как одного из условий реализации гражданами своего права на трудовую пенсию.

 

Так, частью первой статьи 5 Закона о пенсионном обеспечении с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 15 июля 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и в Закон Республики Беларусь «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», предусматривалось, что право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы.

 

Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения» в часть первую статьи 5 Закона о пенсионном обеспечении были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми право на трудовую пенсию по возрасту предоставлялось при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет. Условие об уплате обязательных страховых взносов не менее этого срока не изменялось до принятия Закона Республики Беларусь от 14 июля 2014 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения». Согласно внесенным данным Законом дополнениям и изменениям в ряд законов Республики Беларусь право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 17–22 Закона о пенсионном обеспечении предоставлялось при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет, а на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 11–13 и 15 этого Закона и за выслугу лет в соответствии со статьями 47–492 этого Закона – не менее 10 лет.

 

Таким образом, оставив неизменным минимальный срок уплаты обязательных страховых взносов (5 лет) для отдельных категорий граждан, законодатель увеличил минимальный срок уплаты обязательных страховых взносов с 5 до 10 лет для граждан, подпадающих под действие статей 11–13 и 15 Закона о пенсионном обеспечении, претендующих на назначение трудовой пенсии по возрасту, а также пенсии за выслугу лет (статьи 47–492 данного Закона).

 

В решении от 7 июля 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения» изложена правовая позиция относительно увеличения сроков уплаты страховых взносов.

 

Конституционный Суд отметил, что законодательное регулирование, согласно которому увеличивается минимальный срок уплаты обязательных страховых взносов для возникновения права на пенсию, в том числе в случаях возникновения такого права ранее общеустановленного пенсионного возраста, соответствует одному из основных принципов государственного социального страхования – обязательному участию работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования, из средств которых выплачиваются пенсии (статьи 1 и 2 Закона «Об основах государственного социального страхования»). Уплата обязательных страховых взносов в течение определенного периода, устанавливаемого законодателем в качестве условия возникновения права на пенсию, позволяет государству надлежащим образом гарантировать реализацию данного права.

 

Подтверждая приведенную правовую позицию, Конституционный Суд обращает внимание на то, что установленный в 2014 году законодателем минимальный 10-летний срок уплаты обязательных страховых взносов не являлся чрезвычайно обременительным для граждан при формировании их права на трудовую пенсию по возрасту на протяжении нескольких десятков лет.

 

Закрепление в качестве обязательного требования для возникновения права на трудовую пенсию стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов соответствует сути такой пенсии и отвечает положениям конституционного принципа взаимной ответственности государства и гражданина, в силу которого участники пенсионных отношений наделяются не только правами, но и корреспондирующими этим правам обязанностями.

 

При этом Конституционный Суд считает, что законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий при определении необходимых условий пенсионного обеспечения в развитие положений части первой статьи 1, статей 2 и 47 Конституции, должен обеспечивать предсказуемость законодательных подходов, стабильность законодательства, не допускать ущемления конституционного права на социальное обеспечение. В случае закрепления новых условий возникновения права на трудовую пенсию следует максимально оправдывать правомерные ожидания граждан, в том числе посредством определения разумного переходного периода для предоставления гражданам реальной возможности выполнять измененные требования законодательных норм.

 

2.3. Вместе с тем, отмечая в целом объективный характер необходимости корректировки законодательного регулирования пенсионного обеспечения в части увеличения стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда, Конституционный Суд обращает внимание законодателя на обеспечение права на трудовую пенсию отдельных категорий граждан, выполнявших(ющих) общественно значимые деятельность или функции, но к моменту достижения общеустановленного пенсионного возраста не имеющих необходимого стажа такой работы. Это касается прежде всего лиц, у которых весомую часть составляют периоды деятельности, включаемые в соответствии с частью второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении в стаж работы наряду с трудовой и иной деятельностью, но не включаемые в стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда (периоды военной службы, отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет и др.).

 

В частности, законодательное регулирование, не предусматривающее включение в стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда периодов по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, не учитывает в полной мере конституционный принцип социальной справедливости, присущий социальному государству, и положение части первой статьи 32 Конституции, согласно которому семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

 

С учетом изложенного Конституционный Суд полагает, что при дальнейшем совершенствовании законодательного регулирования в области пенсионного обеспечения законодателю следует предусмотреть корректировку правового механизма защиты права отдельных категорий граждан, выполнявших(ющих) социально значимые для общества и государства деятельность или функции, на получение трудовой пенсии путем зачета определенных периодов такой деятельности или функции в стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда либо обеспечить иной учет таких факторов при реализации ими права на пенсионное обеспечение.

 

2.4. Пунктом 11 статьи 1 Закона излагается в новой редакции статья 23 Закона о пенсионном обеспечении, предусматривающая корректировку пенсионной формулы, используемой для определения размера пенсий, путем увеличения размера пенсии за стаж работы сверх 35/30 лет у мужчин/женщин на уровне 0,7 процента средней заработной платы работников в республике вместо одного процента минимального размера пенсии по возрасту, а также дополнительного увеличения размера пенсий за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45 год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40 год включительно у женщин. Корректировка пенсионной формулы закрепляется Законом и для определения размера пенсий в отношении лиц со стажем работы с особыми условиями труда сверх 10/7 лет 6 месяцев соответственно для мужчин/женщин.

 

Пунктом 20 статьи 1 Закона часть вторая статьи 56 Закона о пенсионном обеспечении дополняется нормой, согласно которой при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин учитывается в размере 10 процентов заработок в пределах от 130 до 500 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, тогда как по действующему правилу максимальная величина учитываемого заработка составляет 400 процентов.

 

При оценке конституционности приведенных законодательных положений Конституционный Суд исходит из того, что основной задачей пенсионного законодательства является обеспечение государством надлежащего функционирования пенсионной системы, имеющей целью прежде всего гарантирование жизнеобеспечения лиц пенсионного возраста.

 

По своей правовой природе пенсия – это выплата, которая предоставляется пенсионеру в качестве основного источника средств к существованию, а сама реализация гражданином права на пенсионное обеспечение, рассматриваемая в неразрывной связи с гарантированностью государством обеспечения и защиты этого права, должна находиться в прямой зависимости от трудовой или иной общественно полезной деятельности гражданина, ее объема и характера. В связи с этим труд гражданина, претендующего на назначение ему трудовой пенсии, оценка такого труда обществом могут и должны предопределять различия в условиях и нормах пенсионного обеспечения.

 

Конституционная цель и обязанность Республики Беларусь как социального государства – создать необходимые условия для обеспечения права каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21 Конституции).

 

Конституционный Суд считает, что устанавливаемые законодательные подходы к увеличению размеров пенсий по возрасту в зависимости от стажа работы сверх общеустановленного, к дифференциации такого увеличения, обусловленной в том числе фактическим заработком пенсионера, если лицо относилось к низкооплачиваемым категориям работников либо имеет значительный стаж работы, основываются на принципе социальной справедливости, присущем Республике Беларусь как социальному государству, развивают конституционное положение о праве каждого на достойный уровень жизни.

 

2.5. Пунктом 21 статьи 1 Закона излагается в новой редакции часть первая статьи 57 Закона о пенсионном обеспечении, устанавливающая порядок определения и подтверждения заработка для исчисления пенсии, согласно которой лицам, указанным в части первой статьи 5 этого Закона, пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка в 2015 году – за последние 21 год подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Начиная с 1 января 2016 г. указанный 21-летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы; при этом в периодах работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда (часть первая статьи 51 данного Закона), учитывается фактический заработок. В периодах, указанных в части второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы; данные периоды учитываются при исчислении пенсии при условии, что они не совпадают с периодами работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

 

Конституционный Суд считает, что такое правовое регулирование отвечает принципам социального государства, поскольку оно ориентирует работника на выработку более длительного стажа работы, повышение уровня своего профессионализма для получения как более высокого заработка, так и пенсии; это стимулирует развитие личности и ее способностей, определение и выбор приоритетов в соответствии с целями общества и государства, что отвечает положениям статей 2, 41 и 42 Конституции.

 

2.6. Конституционный Суд обращает также внимание на уточнение пунктами 27 и 28 статьи 1 Закона положений статей 72 и 73 Закона о пенсионном обеспечении, касающихся условий назначения социальных пенсий.

 

Так, абзацем первым части первой статьи 72 Закона о пенсионном обеспечении, излагаемым в новой редакции, устанавливается, что социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

 

Согласно действующей редакции указанной статьи право на социальную пенсию, наряду с иными категориями граждан, имеют лица, достигшие возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет. В соответствии с абзацем четвертым пункта 27 статьи 1 Закона возраст лиц, имеющих право на социальную пенсию, увеличивается: для мужчин – с 60 до 65 лет и для женщин – с 55 до 60 лет.

 

Конституционный Суд считает, что данное условие реализации права граждан на назначение им социальной пенсии, связанное с увеличением требуемого возраста, отвечает принципам социальной справедливости и разумности. Законодатель, определяя в рамках своей дискреции условия получения социальной пенсии, вправе с учетом объективных факторов, складывающихся в государстве в конкретный период времени, устанавливать возраст, по достижении которого граждане, не выполнившие в том числе требования законодательства для назначения трудовой пенсии по возрасту, обеспечиваются социальной пенсией.

 

В решении Конституционного Суда от 22 декабря 2009 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» отмечалось, что права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, ее объема и характера. С этим связано и предусматриваемое законодательством деление пенсий на трудовые (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой) и социальные пенсии. Различия в правовой природе и сущности указанных пенсий обусловливают и разный характер обязанностей государства по отношению к лицам, приобретающим право на их получение.

 

При анализе вносимого Законом изменения, предусматривающего повышение возраста лиц, претендующих на назначение им социальной пенсии, исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм пенсионного законодательства, Конституционный Суд считает, что само по себе установление особенностей назначения и выплаты социальной пенсии не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

 

Закрепленный в статье 22 Конституции принцип равенства всех перед законом не исключает возможности введения различного порядка назначения и выплаты пенсий лицам, относящимся к разным категориям пенсионеров, при условии обеспечения гарантий права граждан на пенсию определенного вида, соответствующих ее природе, целям и значению, для наиболее полной реализации гражданами приобретенных пенсионных прав.

 

Увеличение законодателем возраста, по достижении которого граждане приобретают право на социальную пенсию, ориентирует трудоспособных граждан на осуществление трудовой деятельности в целях зарабатывания трудовой пенсии. Такое законодательное регулирование отвечает принципам проводимой реформы пенсионной системы, предусматривающей в том числе постепенное, начиная с 1 января 2017 г., увеличение общеустановленного пенсионного возраста с 60 до 63 лет для мужчин и с 55 до 58 лет для женщин, и имеет целью как обеспечение должного участия граждан в формировании пенсионных средств, так и надлежащую реализацию пенсионных прав граждан.

 2.7. Частью второй статьи 9 Закона о пенсионном обеспечении (в редакции пункта 3 статьи 1 Закона) государственным органам, наделенным в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении полномочием осуществлять пенсионное обеспечение, предоставляется право запрашивать и получать из государственных информационных ресурсов и систем и использовать для целей назначения и выплаты пенсий без письменного согласия физических лиц сведения, содержащие основные персональные данные физических лиц, а также иные указанные в данной норме сведения, которые согласно Закону Республики Беларусь «О регистре населения» составляют дополнительные персональные данные.

 Предусматривая возможность пользоваться персональными данными физических лиц независимо от согласия обладателей этой информации, Закон ограничивает в рамках конституционных прав на защиту от незаконного вмешательства в личную, семейную жизнь (статья 28, часть третья статьи 34 Конституции) их право по своему усмотрению распространять и (или) предоставлять такую информацию, разрешать или ограничивать доступ к ней, определять порядок и условия такого доступа, а также осуществлять меры по защите информации (абзацы второй, третий, восьмой части первой статьи 33 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации»). 

В то же время анализ статьи 28, части третьей статьи 34 Конституции во взаимосвязи с принятыми в их развитие нормами Закона «Об информации, информатизации и защите информации» позволяет сделать вывод о допустимости таких ограничений. Ограничение права на неприкосновенность личной жизни, в том числе на персональные данные, посредством предоставления персональных данных третьим лицам без выяснения воли обладателя таких данных, лишь на основании требований законодательных актов отвечает требованиям Конституции. Предоставление органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, права использовать персональные данные, содержащиеся в регистре населения, который представляет собой официальный источник персональных данных и одной из задач которого выступает оперативное обеспечение достоверными и актуальными персональными данными государственных органов, иных организаций, нотариусов и физических лиц (подпункт 2.2 пункта 2 статьи 3, пункт 1 статьи 29 Закона «О регистре населения»), необходимо для надлежащего выполнения возложенных на данные органы конституционно значимых задач, в частности по реализации права физических лиц на социальное обеспечение (статьи 47 и 59 Конституции). В связи с этим в условиях функционирования в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, системы надлежащей защиты полученных сведений от незаконного доступа к ним третьих лиц предусматриваемое Законом ограничение согласуется с частью первой статьи 23 Конституции, не является чрезмерным с точки зрения принципа пропорциональности.

 

3. Оценивая конституционность положений Закона, которыми вносятся изменения и дополнения в нормы законов «Об основах государственного социального страхования», «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», Конституционный Суд отмечает, что они направлены на системность и комплексность правового регулирования соответствующих отношений, устранение правовых коллизий и согласование норм указанных законов с нормами иных законодательных актов.

 

Так, Законом уточняется перечень лиц, подлежащих государственному социальному страхованию, в том числе за счет включения в перечень плательщиков обязательных страховых взносов физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 3).

 

По мнению Конституционного Суда, уточнение перечня плательщиков обязательных страховых взносов, упорядочивающее систему государственного социального страхования, основывается на требованиях статьи 56 Конституции, согласно которой граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

 

С учетом выявленного конституционно-правового смысла норм Закона Конституционный Суд приходит к выводу, что они направлены на уточнение условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, а также согласование отдельных положений некоторых законов Республики Беларусь с положениями принятых позднее законодательных актов в целях обеспечения единых подходов в законодательном регулировании соответствующих отношений, в том числе для достижения терминологического единообразия.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                               П.П.Миклашевич

Версия для печати