EngРусБел
Послания Конституционного Суда
 

Президенту 
Республики Беларусь 

Палате представителей 
Национального собрания 
Республики Беларусь

 Совету Республики 
Национального собрания 
Республики Беларусь

 

ПОСЛАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2015 ГОДУ 

Важнейшей юридической формой выражения общественного согласия, единства народа выступает Конституция Республики Беларусь, устанавливающая основы конституционного строя, фундаментальные принципы организации и функционирования белорусского общества и государства.

Реализуя конституционные положения о народном и государственном суверенитете, белорусский народ как единственный источник государственной власти и носитель суверенитета в Республике Беларусь на прошедших выборах демократическим путем избрал Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, подтвердил свое стремление сохранить достигнутое общественное согласие и стабильность, обеспечивать последовательное и динамичное развитие общества и государства на конституционной основе.

Конституция является основой правовой системы, ее нормы, обладающие учредительным характером и непосредственным действием, развиваются по сути и получают реальное воплощение в законодательстве и правоприменении.

Деятельность Конституционного Суда как органа конституционного контроля в прошедшем году была направлена на защиту конституционного строя, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции, утверждение конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении.

I

Осуществление Конституционным Судом на основании Конституции, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» полномочий по проведению обязательного предварительного контроля конституционности законов, принятых Национальным собранием Республики Беларусь, является важнейшим способом защиты Конституции юридическими средствами, предполагающим выявление неконституционных норм и прекращение их действия, устранение пробелов конституционно-правового регулирования.

Конституционный Суд в 2015 году в порядке осуществления обязательного предварительного контроля проверил конституционность 50 законов, принятых Парламентом. При проверке конституционности законов Конституционный Суд исходил из верховенства Конституции и необходимости защиты основ конституционного строя, направленности законодательных механизмов на повышение уровня обеспеченности и безопасности правового регулирования реализации и гарантий защиты прав и свобод человека как высшей ценности и цели общества и государства.

1. В решениях, принятых по результатам оценки конституционности законов, Конституционный Суд формулировал правовые позиции, в которых констатировал осуществление конституционализации общественных отношений в различных сферах, закрепление в законах механизмов реализации конституционных принципов и норм.

1.1. Согласно Конституции представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, который выступает представительной формой реализации народовластия. Осуществляя конституционные полномочия по законодательному регулированию важнейших общественных отношений, Национальное собрание создает правовую базу для развития всех сфер жизнедеятельности общества и государства. Законотворческую работу по подготовке и принятию законов Парламент осуществляет в рамках Конституции и Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь».

В решении от 25 мая 2015 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» Конституционный Суд указал, что целям реализации конституционно-правового статуса Национального собрания соответствуют вносимые в Закон «О Национальном собрании Республики Беларусь» изменения и дополнения, связанные с подготовкой и принятием законов. Так, уточняется порядок рассмотрения палатами Национального собрания закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь с возражениями. При этом помимо решения о доработке проекта закона с учетом возражений Президента Республики Беларусь, которое может быть принято Палатой представителей, закрепляется возможность принятия решения об отклонении проекта закона, если такое предложение вносилось.

Конституционный Суд отметил, что данное уточнение способствует реализации функции Парламента в системе разделения властей – принятие законов, обеспечивающих надлежащее правовое регулирование наиболее важных общественных отношений, отвечающих потребностям общества и государства, а также развитию механизмов и форм взаимодействия Парламента с иными участниками законодательного процесса. Указанные нормы Закона согласуются также с конституционным принципом верховенства права и основанным на нем принципом правовой определенности, поскольку конкретизируют возможные правовые последствия неподписания закона Президентом, закрепляют полномочия Палаты представителей по определению таких последствий в отношении законопроекта, доработка которого признана нецелесообразной.

Осуществляя проверку конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь», в решении от 27 мая 2015 г. Конституционный Суд обратил внимание на то, что к основным направлениям в сфере международной безопасности относится противодействие незаконному распространению оружия массового поражения, средств его доставки, технологий создания оружия массового поражения и средств его доставки, а также осуществление экспортного контроля.

Конституционным Судом отмечено, что при осуществлении внутренней и внешней политики в сфере безопасности Республика Беларусь будет противодействовать и незаконному распространению технологий создания оружия массового поражения и средств его доставки, что направлено на воспрепятствование незаконному производству в зарубежных государствах комплексов вооружений большой поражающей способности. Указанные положения Закона «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» согласуются с частью первой статьи 18 Конституции, устанавливающей, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит в том числе из принципов неприменения силы или угрозы силой, мирного урегулирования споров, а также отвечают такой цели Организации Объединенных Наций, как поддержание международного мира и безопасности (пункт 1 статьи 1 Устава ООН).

При проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» Конституционный Суд в решении от 16 декабря 2015 г. указал, что гражданство – конституционно-правовой институт, представляющий собой конституционно-правовое регулирование особой политико-правовой связи гражданина и Республики Беларусь, обусловливающей объем взаимных прав и обязанностей, совокупность которых составляет политико-правовой статус гражданина. Гражданство имеет экстерриториальный, устойчивый и свободный характер, при этом государство гарантирует гражданину защиту и покровительство как на территории Беларуси, так и за ее пределами, а гражданин не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.

Оценивая конституционность предусматриваемых проверяемым Законом порядка и условий приобретения гражданства Республики Беларусь, Конституционный Суд в решении изложил правовую позицию, согласно которой, исходя из верховенства Конституции, суверенное право Республики Беларусь осуществлять правовое регулирование отношений, связанных с гражданством, предполагает возможность усмотрения законодателя при установлении принципов, оснований, условий, порядка приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь. При этом определяющим для развития института гражданства является конституционный принцип верховенства права, предполагающий, что правовое регулирование в данной сфере должно основываться на положениях Конституции и согласовываться с общепризнанными принципами международного права и международными обязательствами Республики Беларусь.

1.2. Конституция провозглашает Республику Беларусь социальным правовым государством, политика которого направлена на создание условий для свободного и достойного развития личности, обеспечения достойного уровня жизни (часть первая статьи 1, часть вторая статьи 2, часть вторая статьи 21). Социальное государство, с одной стороны, обеспечивает рост благосостояния граждан, улучшение их жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, а с другой – содействует развитию экономической активности граждан, преодолению иждивенческих настроений в социальной сфере.

В ряде решений, вынесенных в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов, Конституционный Суд формулировал правовые позиции, направленные на раскрытие в законах сути принципа социального государства.

Проверяя конституционность Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2016 год», Конституционный Суд в решении от 24 декабря 2015 г. отметил социальную направленность данного Закона в части финансирования расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование, социальную защиту семей с детьми, пенсионное обеспечение, молодежную политику, помощь в обеспечении жильем и решение других вопросов в области социальной политики, что основывается на нормах статей 32, 47 и 48 Конституции и согласуется с частью первой статьи 1 Конституции, в соответствии с которой Республика Беларусь является социальным государством.

При оценке конституционности норм Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2016 год» Конституционный Суд в решении от 24 декабря 2015 г. указал, что определение указанным Законом источников формирования доходов бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2016 год, их объема и направлений использования средств фонда имеет целью обеспечение социальной защиты категорий населения, которые в ней нуждаются, и повышение эффективности государственной политики в социальной сфере, адресности мер по социальной защите населения, достижение баланса интересов личности, общества и государства.

1.3. В некоторых решениях Конституционный Суд изложил правовые позиции, направленные на выявление конституционно-правового смысла положений рассмотренных законов с точки зрения реализации конституционных норм, определяющих, что Республика Беларусь является правовым государством, обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

По результатам проверки конституционности Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» решением Конституционного Суда от 8 июля 2015 г. данный Закон признан соответствующим Конституции. При этом Конституционный Суд отметил, что одной из правовых основ государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, наряду с возложением данной обязанности на государственные органы – органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности, является общественный контроль за деятельностью по борьбе с коррупцией. С данной целью в Законе «О борьбе с коррупцией» устанавливается, что общественный контроль в сфере борьбы с коррупцией осуществляется гражданами Республики Беларусь, организациями, в том числе общественными объединениями, в порядке, определенном законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь; их деятельность, связанная с указанным общественным контролем, может осуществляться путем участия в разработке и всенародном (общественном) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции, а также в иных формах, предусмотренных законодательными актами.

Наряду с названными формами деятельность представителей общественных объединений, связанная с общественным контролем в сфере борьбы с коррупцией, может осуществляться в таких формах, как проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и направление соответствующих заключений в государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией; участие в заседаниях коллегий государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, координационных совещаниях по борьбе с преступностью и коррупцией с правом совещательного голоса; работа по подготовке проектов нормативных правовых актов, решений органов исполнительной власти и иных документов, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций; участие в проведении социологических опросов о противодействии коррупции.

Конституционный Суд оценил положения указанного Закона, предусматривающие привлечение граждан и организаций к участию в решении государственных задач, с одной стороны, как одну из действенных мер консолидации всего общества на усиление борьбы с коррупцией, а с другой – как меру, способствующую укреплению доверия граждан к государству.

Получение объективной своевременной информации о состоянии окружающей среды является важным условием реализации гражданами закрепленного частью второй статьи 37 Конституции права на непосредственное участие в управлении делами общества и государства, которое обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.

Проверяя на соответствие Конституции Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О животном мире», в решении от 16 декабря 2015 г. Конституционный Суд подчеркнул, что на развитие данного конституционного положения направлен пункт 1 статьи 13 Закона «О животном мире», предусматривающий, что граждане имеют право участвовать в решении вопросов, связанных с охраной и использованием животного мира, через референдумы, собрания и иные формы прямого участия в государственных и общественных делах в соответствии с законодательством; уполномоченные государственные органы способствуют в соответствии с законодательством участию граждан в решении указанных вопросов.

Конституционный Суд констатирует положительную тенденцию роста количества законов, в которых получает развитие и более полную реализацию право граждан на участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей.

1.4. Экономическая основа конституционного строя определена в принципах и нормах Конституции о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантий равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; о регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества; об обеспечении направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

При осуществлении обязательного предварительного контроля конституционности законов в ряде решений Конституционный Суд отмечал, что принятые законы направлены на повышение уровня правовой обеспеченности в экономической сфере.

В решении от 30 июня 2015 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных биржах» Конституционный Суд указал, что в целях исключения действий участников биржевой торговли по искусственному завышению или занижению цен на биржевые товары (манипулирование ценами) Законом «О товарных биржах» определяются условия ценообразования в биржевой торговле, согласно которым одновременное выставление одним и тем же участником биржевой торговли заявок на реализацию и приобретение биржевого товара по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен на аналогичные биржевые товары, является манипулированием ценами, что влечет применение товарной биржей мер, предусмотренных правилами биржевой торговли. Данное правовое регулирование согласуется с положениями статьи 13 Конституции, имеет целью недопущение завышения или занижения цен на биржевые товары участниками биржевой торговли, развитие благоприятной конкурентной среды на товарных рынках, защиту прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В этом же решении Конституционным Судом выражена позиция о том, что установление возможности участия иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами) в биржевых торгах в качестве биржевых брокеров, наряду с юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, направлено на устранение барьеров и ограничений взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынки государств – членов Евразийского экономического союза и тем самым на реализацию ими права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Конституционный Суд считает, что принятие указанного Закона, а также рост количества нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты торговли, включая биржевую, свидетельствуют о необходимости комплексной разработки такой подотрасли гражданского права, как торговое право, в условиях глобализации экономики и экономической интеграции на евразийском пространстве.

В решении от 7 июля 2015 г. Конституционный Суд обратил внимание на то, что Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» дополняется нормой, согласно которой положения этого Закона, регламентирующие правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ, распространяются на хозяйственные общества, состоящие из одного участника, если иное не предусмотрено данным Законом и иными законодательными актами. Одновременно устанавливается, что хозяйственное общество может быть учреждено одним лицом или состоять из одного участника, в том числе при создании в результате реорганизации юридического лица.

При оценке конституционности вносимых в указанный Закон дополнений Конституционный Суд отметил, что такое правовое регулирование основывается на конституционных положениях о гарантированности всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и об осуществлении регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества. Закрепление возможности функционирования хозяйственных обществ с одним участником направлено на создание более благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, достижение целей конституционной экономики, обеспечение баланса интересов хозяйственного общества и его учредителя (участника), государства, а также защиту данных интересов.

Проверяя конституционность Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве», Конституционный Суд в решении от 24 декабря 2015 г. отметил направленность данного Закона на дальнейшее развитие конституционных положений о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, а также о гарантировании равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской деятельности посредством законодательного закрепления механизма государственно-частного партнерства, устанавливающего дополнительные формы и порядок осуществления соответствующих видов деятельности и привлечения инвестиций в экономику страны с целью создания условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности Республики Беларусь.

Оценка конституционности законов экономического содержания в порядке осуществления обязательного предварительного контроля законов свидетельствует, что в Республике Беларусь идет процесс создания условий и механизмов правовой обеспеченности и безопасности конституционной экономики как важнейшей составляющей правового социального государства.

1.5. Правовое государство характеризуется самостоятельной и независимой судебной властью, эффективно обеспечивающей защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц.

Функционирование судебной системы направлено на защиту незыблемости конституционного строя, охрану правопорядка, имущественных и неимущественных прав, законных интересов граждан и юридических лиц, а также гарантирование свободы экономической деятельности.

Раскрывая в своих решениях конституционное содержание права на судебную защиту, Конституционный Суд исходит из норм Конституции, в соответствии с которыми человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (статьи 2 и 60).

Гарантией надлежащего обеспечения конституционного права на судебную защиту выступают установленные в уголовном судопроизводстве процедуры проверки судебных решений судами вышестоящих инстанций и основания для отмены или изменения судебных решений.

На основе анализа новой редакции раздела Х Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК), предусматривающей введение в уголовный процесс апелляционного производства, Конституционный Суд в решении от 29 декабря 2015 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» отметил, что в нормах уголовно-процессуального закона, согласно которым не вступивший в законную силу приговор суда первой инстанции вправе обжаловать в апелляционном порядке все лица, чьи права и законные интересы нарушены постановленным по уголовному делу судебным решением, и в той части, в которой приговор затрагивает их интересы, реализуется основанный на части третьей статьи 115 Конституции принцип свободы обжалования решений, приговоров и других судебных постановлений.

Конституционный Суд считает, что введение в уголовный процесс стадии пересмотра не вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений в апелляционном порядке направлено на гарантирование законности, обоснованности и справедливости судебных постановлений по уголовным делам, обеспечение прозрачности судебных процедур, формирование единообразной судебной практики, повышение оперативности и экономичности судебной деятельности.

При проверке конституционности Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» Конституционный Суд в решении от 8 июля 2015 г. отметил, что указанным Законом закрепляется право граждан, в отношении которых проводятся или проводились оперативно-розыскные мероприятия, граждан, привлеченных органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, к подготовке проведения оперативно-розыскных мероприятий и (или) участию в них, а также организаций в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности обжаловать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в вышестоящие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд в соответствии с законодательными актами. Это означает, что любое лицо, которое полагает, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий нарушены или ограничены его права, свободы и законные интересы, может выбрать по своему усмотрению способ их юридической защиты.

По мнению Конституционного Суда, расширение законодателем сферы судебного обжалования гражданами действий различных государственных органов объективно обусловливает необходимость углубления специализации в судебной системе путем выделения административного судопроизводства в качестве отдельной составляющей судопроизводства.

В решении от 8 июля 2015 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» Конституционный Суд отметил, что по своему содержанию Закон направлен на установление правовых и организационных основ деятельности Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, реализацию единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности с целью гарантирования защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.

Указанное законодательное регулирование, предусматривающее проведение судебных экспертиз, экспертиз (исследований) по материалам государственных органов, а также экспертиз по обращениям граждан и юридических лиц, направлено, с одной стороны, на обеспечение выполнения государственными органами и должностными лицами конституционной обязанности по принятию необходимых мер для осуществления и защиты прав и свобод личности, а с другой – на реализацию конституционного принципа осуществления правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Таким образом, в правовых позициях, выработанных на основе положений Конституции и обеспечения ее верховенства, уяснялось конституционно-правовое содержание норм законов с учетом необходимости достижения баланса конституционных ценностей и принципов верховенства права, законности и правовой определенности.

2. Конституционные принципы правового государства, основанные на верховенстве права, предполагают обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

В целях защиты конституционных ценностей в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц Конституцией допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд в своих решениях неоднократно подчеркивал, что правовые ограничения должны обеспечивать баланс между конституционными правами и свободами граждан и публичными интересами государства и общества. Любые ограничения конституционных прав и свобод должны быть не только юридически допустимыми, социально оправданными, но и справедливыми, необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений.

Так, оценивая конституционность ограничений, связанных с осуществлением банковских операций, Конституционный Суд в решении от 27 мая 2015 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» указал, что согласно изменению, вносимому в Банковский кодекс Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации ограничивают проведение банковских операций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

При проверке конституционности данного положения Конституционный Суд подтвердил выраженную им в ряде ранее принятых решений правовую позицию, суть которой заключается в том, что нормы об отказе или приостановлении финансовой операции в определенной мере ограничивают конституционное право собственности (статьи 13 и 44 Конституции). Вместе с тем, исходя из содержания части первой статьи 23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности, во взаимосвязи с положением части шестой статьи 44 Конституции, предусматривающим, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц, Конституционный Суд сделал вывод, что право собственности может быть ограничено законодателем в соответствии с общеправовым принципом пропорциональности в той мере, в какой это необходимо для достижения конституционно значимых целей.

По мнению Конституционного Суда, отказ участникам финансовой операции в ее осуществлении, а равно приостановление ее осуществления в случае соответствия критериям выявления и признакам подозрительной финансовой операции затрагивают конституционное право собственности участников финансовой операции, однако являются правомерными, поскольку предусмотрены законом и соответствуют требованиям соразмерности и допустимости. Устанавливая подобные ограничения, законодатель создает правовой механизм для предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, что отвечает интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц.

В решении от 30 июня 2015 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О рекламе» Конституционный Суд указал, что вводимый данным Законом запрет на размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков и табачных изделий под видом рекламы иного товара (продукции, работ, услуг), наименования организации и имени гражданина влечет ограничение прав соответствующих субъектов рекламной деятельности.

Вместе с тем согласно части первой статьи 45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

Для обеспечения охраны здоровья граждан Законом «О рекламе» определяются меры, связанные с защитой нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления алкоголя, табака и воздействия табачного дыма. Конституционный Суд указал в решении, что такое правовое регулирование имеет целью недопущение злоупотреблений со стороны субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность с товарами, товарные знаки, изображение которых сходны с другими; размещение алкогольных и табачных брендов в рекламе иных товаров, иных услуг; распространение среди населения информации, каким-либо образом привлекающей внимание к алкогольной продукции и табачным изделиям, и направлено на достижение конституционно значимых целей, связанных с обеспечением здоровья населения, прав и свобод других лиц; при этом устанавливаемые ограничения соразмерны данным целям и не искажают сущности конституционных прав граждан, а также гарантий осуществления предпринимательской деятельности в области рекламы.

При проверке конституционности норм Лесного кодекса Республики Беларусь, закрепляющего основы организации лесного хозяйства, Конституционный Суд в решении от 18 декабря 2015 г. изложил правовую позицию исходя из положений Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества, об обеспечении направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях во взаимосвязи с положениями о полномочиях Парламента. Из анализа данных конституционных положений следует, что деление лесов на категории, условия и порядок отнесения лесов к категориям, перевод лесов из одной категории в другую, режим лесопользования в зависимости от категории лесов, в том числе при осуществлении экономической деятельности, вправе определить законодатель. При этом в силу имеющейся у него дискреции законодатель вправе учесть как долгосрочный характер преобразования, воспроизводства и накопления лесных ресурсов, необходимость их рационального использования, охраны и защиты леса как составной части среды обитания человека, так и иные обстоятельства социального и экономического характера.

Реализуя полномочия по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов, Конституционный Суд формулирует правовые позиции на основе выявленного конституционно-правового смысла норм законов, определяет пределы усмотрения законодателя в законотворческом процессе.

Конституционный Суд отмечает, что Конституция предоставляет законодателю достаточно широкие дискреционные полномочия, то есть возможность усмотрения, «пространство выбора» в регулировании конкретных общественных отношений, определении особенностей правового регулирования, установлении, изменении и ограничении субъективных прав, условий и механизмов их реализации. Однако при реализации своих полномочий законодатель действует в границах, определенных конституционными принципами и нормами, при этом он должен учитывать необходимость поддержания баланса и соразмерности конституционно защищаемых ценностей, целей и интересов, которые находятся в единстве, и не допускать подмены одной ценности другой или их умаления.

3. Верховенство Конституции в государственной и общественной жизни предполагает неукоснительное соблюдение государством, всеми его органами и должностными лицами, а также гражданами и организациями предписаний Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, что, в свою очередь, создает необходимые предпосылки обеспечения в государстве должного уровня конституционной законности. В ряде решений, вынесенных в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов, Конституционный Суд, исходя из принципов и норм Конституции, формулировал правовые позиции, направленные на выявление конституционно-правового смысла норм законов, для недопущения неконституционной правоприменительной практики.

Проверяя конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов», Конституционный Суд в решении от 20 января 2015 г. отметил, что с учетом положений части первой статьи 2, части первой статьи 21 Конституции нуждаются в обеспечении конституционные права и свободы несовершеннолетних как особой категории лиц, подлежащих специальной охране и находящихся под защитой государства в соответствии с частью первой статьи 32 Конституции и нормами международно-правовых актов в области правосудия в отношении несовершеннолетних (например, в силу пункта «b» статьи 37 Конвенции о правах ребенка какое-либо лишение свободы ребенка следует осуществлять в качестве крайней меры и на минимально необходимый срок). В связи с этим Конституционный Суд обратил внимание правоприменителей на то, что порядок производства при применении уголовного закона по делам, связанным со сбытом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, должен основываться на принципах справедливости и гуманизма с учетом социальных, возрастных и физиологических особенностей данной категории лиц.

В решении от 16 декабря 2015 г., принятом в результате проверки в порядке обязательного предварительного конституционного контроля Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», Конституционный Суд указал, что в связи с принятием новой редакции статьи 31 Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» складывается ситуация правовой неопределенности из-за различий в правовом регулировании определения категорий дел, по которым может проводиться судебно-психиатрическая экспертиза.

Исходя из того, что согласно новой редакции части первой статьи 3 Закона «Об оказании психиатрической помощи» Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» включен в число актов законодательства об оказании психиатрической помощи, Конституционный Суд обратил внимание, что в целях обеспечения единообразного понимания и применения соответствующих норм указанных законов впредь до корректировки законодательных положений, учитывая конституционно-правовое истолкование положений проверяемого Закона, правоприменителям следует ориентироваться на норму базового Закона «О здравоохранении», предусматривающую возможность проведения судебно-психиатрических экспертиз не только в случаях, предусмотренных данным Законом, но и в других случаях в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, когда имеется необходимость установления психического состояния лица, а проведение судебно-психиатрической экспертизы отвечает интересам защиты его прав и свобод, других конституционно значимых ценностей.

В ходе проверки конституционности пункта 1 статьи 20 и пункта 3 статьи 39 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности», регламентирующих вопросы труда нотариусов и его оплаты, порядка оплаты нотариальных действий и услуг, Конституционный Суд в решении от 29 декабря 2015 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности» отметил, что законодателем предусматривается взимание тарифа как за совершение нотариальных действий, так и за оказание услуг правового и технического характера. При этом Конституционный Суд обратил внимание, что получение услуг правового и технического характера для лица, обратившегося к нотариусу, и, соответственно, уплата тарифа носят добровольный характер. Иное истолкование и применение указанных норм Закона «О нотариате и нотариальной деятельности» противоречило бы конституционным положениям о правовом характере государства, гарантировании государством прав и свобод граждан, равенстве всех перед законом, реализации права каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод (часть первая статьи 1, часть третья статьи 21, статья 22, часть первая статьи 62 Конституции).

При вынесении решений Конституционный Суд раскрывал подлинное содержание конституционных норм и принципов, ориентировал государственные органы и должностных лиц руководствоваться принципами справедливости, разумности и пропорциональности.

4. Конституционный Суд в ходе оценки конституционности законов, исходя из принципов и норм, закрепленных в Конституции, в ряде решений формулировал адресованные непосредственно законодателю правовые позиции, содержание которых обусловлено необходимостью повышения уровня обеспеченности и безопасности законодательного регулирования соответствующих общественных отношений.

Так, проверяя конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования системы государственных наград», Конституционный Суд в решении от 17 апреля 2015 г. отметил, что в этом Законе при установлении запрета на приобретение или сбыт государственных наград Республики Беларусь, СССР или БССР, уголовной и административной ответственности за данные деяния не закрепляется определение понятия «сбыт». Учитывая, что на практике в законодательных актах, предусматривающих порядок привлечения к уголовной и административной ответственности, в постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь о судебной практике по уголовным делам приводится различное толкование понятия «сбыт» применительно к некоторым категориям дел, отсутствие его определения не в полной мере согласуется с принципом правовой определенности. Данный недостаток в целях недопущения нарушения прав личности может быть устранен в процессе дальнейшего совершенствования законодательства о государственных наградах, что позволит более комплексно реализовать принцип правовой обеспеченности в части полноты и конкретности регулирования общественных отношений в указанной сфере.

При проверке в порядке обязательного предварительного контроля конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» Конституционный Суд в решении от 16 декабря 2015 г. обратил внимание законодателя на положения этого Закона, не отвечающие принципу правовой определенности. Так, новая редакция статьи 31 Закона «Об оказании психиатрической помощи» исключает возможность проведения судебно-психиатрической экспертизы в рамках хозяйственного процесса по делам, связанным с предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельностью. В то же время нормы Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь допускают возможность назначения судом судебно-психиатрической экспертизы в необходимых случаях при рассмотрении дел.

Таким образом, сложилась ситуация правовой неопределенности в связи с различиями в законодательном определении категорий дел, по которым может проводиться судебно-психиатрическая экспертиза, и в установлении возможности проведения судебно-психиатрической экспертизы в других случаях, предусмотренных законодательными актами.

Конституционный Суд отметил, что хозяйственное судопроизводство (судопроизводство по экономическим делам) в Республике Беларусь является самостоятельным видом судопроизводства, посредством которого, наряду с другими видами, осуществляется судебная власть (часть третья статьи 2 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). В соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом суд, рассматривающий экономические дела, разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием не только юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законодательными актами, – должностных лиц и граждан (часть вторая статьи 39).

В связи с изложенным Конституционный Суд пришел к выводу, что законодатель с учетом необходимости обеспечения использования в хозяйственном процессе всех допустимых средств доказывания в целях соблюдения конституционного принципа равенства всех перед законом и равной защиты прав и законных интересов должен надлежащим образом урегулировать отношения, связанные с возможностью проведения судебно-психиатрической экспертизы во всех видах судопроизводства, если по обстоятельствам дела требуется установить психическое состояние лица.

В решении от 27 мая 2015 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе» Конституционный Суд обратил внимание на то, что при применении нормы данного Закона, согласно которой решение об отказе в замене воинской службы на альтернативную службу гражданин вправе обжаловать в областную (Минскую городскую) призывную комиссию или в суд, следует иметь в виду, что отказ областной (Минской городской) призывной комиссии в удовлетворении жалобы не лишает гражданина права на судебную защиту.

При этом Конституционный Суд отметил, что, наряду с закреплением права гражданина на обжалование, в том числе в суд, решения районной (городской) призывной комиссии об отказе в замене воинской службы на альтернативную, законодателю следует определить особенности судебного порядка рассмотрения таких жалоб, обусловленные характером правоотношений, регулируемых указанным Законом.

В ходе осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов Конституционный Суд, формулируя в своих решениях правовые позиции, интерпретирует конституционные принципы и нормы применительно к конкретным правоотношениям путем выявления конституционно-правового смысла норм законов исходя из верховенства права.

Выявленные в отдельных законах конституционно-правовые пробелы, правовая неопределенность и коллизии не носят системного характера. Конституционным Судом рекомендовано законодателю при совершенствовании законодательства обеспечивать эффективность правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан, предсказуемость и обеспеченность правового регулирования общественных отношений.

II

Конституционный Суд в соответствии с частью четвертой статьи 116 Конституции и частью первой статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения о конституционности нормативных актов в порядке осуществления последующего конституционного контроля.

В 2015 году уполномоченные субъекты с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд не обращались, что свидетельствует о достигнутом определенном конституционно-качественном уровне национального законодательства, надлежащем взаимодействии органов всех ветвей власти в законотворческом процессе в целях достижения баланса публичных и частных интересов, стабильности в обществе и государстве.

Наряду с этим Конституционный Суд отмечает, что результативность конституционного контроля зависит и от внесения уполномоченными субъектами предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов. Подтверждение конституционности нормативного правового акта либо признание такого акта неконституционным, сформулированные правовые позиции, адресованные законодателю или правоприменителю, направлены прежде всего на дальнейшее совершенствование конституционно-правового регулирования, единообразное понимание и применение конституционных положений в правоприменительной деятельности.

В соответствии с частью четвертой статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей государственные органы, не указанные в частях первой и третьей данной статьи, иные организации, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обращаются с инициативой о внесении предложений, рассмотрение которых подведомственно Конституционному Суду, к органам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд таких предложений.

В 2015 году в Администрацию Президента Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания, Совет Министров поступило 59 инициативных обращений. В этих обращениях ставились вопросы о несоответствии, по мнению заявителей, Конституции отдельных положений нормативных правовых актов, которые могли бы стать предметом их рассмотрения в Конституционном Суде.

Конституционный Суд отмечает, что в 2014 году Палатой представителей Национального собрания на основании инициативного обращения было внесено в Конституционный Суд предложение о проверке конституционности отдельных положений УПК, касающихся обеспечения судебной защиты достоинства и чести гражданина в случае прекращения уголовного дела по причине его смерти.

Однако в прошедшем году предложений, основанных на инициативных обращениях, от уполномоченных субъектов в Конституционный Суд не поступало.

В настоящее время эффективный правовой механизм инициирования конституционного контроля нормативных правовых актов, подлежащих применению судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел, не выработан. В связи с этим целесообразно закрепить на законодательном уровне механизм направления на основании инициативы участников судебного разбирательства преюдициального запроса о проверке конституционности нормативного правового акта, который подлежит применению при рассмотрении конкретного дела. Упреждение негативных последствий применения неконституционных нормативных актов в судебной практике будет способствовать повышению доверия граждан к судебной системе, усилению гарантий защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, укреплению конституционной законности.

III

На основании части первой статьи 116 Конституции Конституционным Судом осуществляется контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Согласно абзацу восьмому части третьей статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей к компетенции Конституционного Суда относится принятие решений об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности. Основанием для возбуждения производства по таким делам в соответствии с частью первой статьи 158 Закона «О конституционном судопроизводстве» являются поступившие в Конституционный Суд обращения государственных органов, иных организаций, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, содержащие информацию о наличии в нормативных правовых актах пробелов, коллизий и правовой неопределенности.

В 2015 году в Конституционный Суд от граждан и юридических лиц поступило 791 обращение, в том числе письменных – 406, электронных – 220, устных – 165. В обращениях поставлено более 800 вопросов правового характера, в частности о проверке конституционности нормативных правовых актов, о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности, о толковании нормативных правовых актов, об исполнении и толковании решений Конституционного Суда и др.

На основании обращений Конституционным Судом в 2015 году приняты решения о необходимости устранения законодателем в УПК пробелов в правовом регулировании: реализации права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на квалифицированную юридическую помощь; возбуждения уголовных дел частного обвинения.

1. В решении Конституционного Суда от 2 июля 2015 г. «О праве граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь» отмечено, что отсутствие в УПК нормы, закрепляющей обязанность органа, ведущего уголовный процесс, допустить адвоката к участию в уголовном процессе в качестве представителя свидетеля, на практике не позволяет в должной мере реализовать гарантированное Конституцией право на юридическую помощь при проведении следственных и иных процессуальных действий с участием свидетеля.

Необходимость предоставления свидетелю такого права обусловлена и тем, что знание своих основных процессуальных прав и обязанностей не только имеет существенное значение для надлежащей правовой процедуры осуществления уголовного процесса, но и выступает дополнительной гарантией соблюдения как должностным лицом органа, ведущего уголовный процесс, так и свидетелем законодательных требований, нарушение которых может повлечь уголовную ответственность этих участников уголовного процесса. Кроме того, показания свидетеля, данные в присутствии адвоката, будут обладать большей степенью достоверности и юридической значимости для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу.

Согласно Конституции никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, а доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (статья 27).

Конституционный принцип законности, конкретизированный в нормах УПК, означает, что суд, орган уголовного преследования при производстве по материалам и уголовному делу обязаны точно исполнять требования данного Кодекса; нарушение закона при производстве по материалам и уголовному делу недопустимо, влечет установленную законом ответственность и признание решений не имеющими юридической силы (части 1 и 2 статьи 8 УПК), а на свидетеля, в свою очередь, возлагаются обязанности: являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; правдиво сообщить все известное по делу и ответить на поставленные вопросы; не разглашать сведения об обстоятельствах, ставших известными ему по делу, если он был предупрежден об этом органом уголовного преследования или судом; подчиняться законным распоряжениям органа, ведущего уголовный процесс (часть 4 статьи 60 УПК).

Незаконные действия должностного лица органа, ведущего уголовный процесс, а равно несоблюдение свидетелем установленных законом процессуальных обязанностей образуют составы преступлений против правосудия (статьи 394, 401, 402 и 407 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

В целях обеспечения принципа верховенства права, реализации конституционного права каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе права пользоваться в любой момент помощью адвокатов, Конституционный Суд признал необходимым устранение законодателем в УПК пробела в правовом регулировании реализации права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на квалифицированную юридическую помощь.

Принятие данного решения обусловлено также необходимостью реализации принципа правовой безопасности, выражающейся в состоянии правовой защищенности гражданина при наличии правовых гарантий и юридического обеспечения реализации в полном объеме предусмотренных Конституцией прав и свобод.

2. В решении Конституционного Суда от 27 ноября 2015 г. «О правовом регулировании возбуждения уголовных дел частного обвинения» отмечено, что из анализа законодательства, регулирующего вопросы возбуждения уголовных дел частного обвинения, следует, что уголовные дела данной категории возбуждаются лицом, пострадавшим от преступления, путем подачи в районный (городской) суд заявления о совершении в отношении его преступления, а также могут быть возбуждены прокурором при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если указанные в части 2 статьи 26 УПК преступления затрагивают существенные интересы государства и общества или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

В уголовно-процессуальном законе отсутствуют нормы, обязывающие орган дознания, начальника следственного подразделения, следователя или прокурора возбуждать уголовные дела частного обвинения при отсутствии сведений о лице, совершившем преступление, указанное в части 2 статьи 26 УПК, а также нормы, предусматривающие возможность возбуждения уголовных дел частного обвинения в случае смерти лица, пострадавшего от преступления, что свидетельствует о наличии правового пробела в законодательстве. Данное обстоятельство не позволяет в полной мере обеспечить гарантированную Конституцией защиту прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств.

В целях соблюдения конституционных принципов верховенства права и законности, реализации конституционного права каждого на судебную защиту Конституционный Суд признал необходимым устранить пробел конституционно-правового регулирования возбуждения уголовных дел частного обвинения путем внесения в УПК изменений и дополнений, предусматривающих обязанность органа уголовного преследования возбуждать уголовные дела частного обвинения при отсутствии сведений о лице, совершившем указанное в части 2 статьи 26 УПК преступление, а также возбуждение уголовных дел частного обвинения в случае смерти лица, пострадавшего от преступления, по заявлениям его совершеннолетних близких родственников или членов семьи.

Таким образом, реализация Конституционным Судом своих полномочий по устранению в нормативных правовых актах пробелов, исключению в них коллизий и правовой неопределенности, имеющих конституционно-правовое значение, направлена на обеспеченность правового регулирования для эффективной защиты конституционных прав и свобод граждан, укрепление конституционной законности.

IV

Одним из важнейших показателей состояния конституционной законности в государстве является исполнение решений Конституционного Суда. В соответствии со статьей 24 Кодекса о судоустройстве и статусе судей заключения и решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Согласно части семнадцатой статьи 85 Закона «О конституционном судопроизводстве» решения Конституционного Суда об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности являются обязательными для рассмотрения государственными органами, должностными лицами в соответствии с их компетенцией.

Конституционный Суд отмечает устойчивую позитивную динамику исполнения решений Конституционного Суда, повышение ответственности государственных органов и должностных лиц, вовлеченных в процесс обеспечения исполнения решений Конституционного Суда, положительную тенденцию осуществления законотворческой деятельности с учетом правовых позиций Конституционного Суда, сформулированных им в решениях по результатам обязательного предварительного контроля конституционности законов, что способствует эффективному государственному управлению и повышению доверия к институтам государственной власти.

1. Законодателем реализован ряд правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом в результате системного анализа положений Конституции и уяснения конституционно-правового смысла норм законов в ходе осуществления обязательного предварительного контроля их конституционности.

1.1. В решении от 25 ноября 2009 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств» Конституционный Суд обратил внимание на необходимость согласования положений законов Республики Беларусь от 4 января 2003 года «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» и от 20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией», определяющих круг близких родственников, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство с государственными должностными или приравненными к ним лицами и обязанных представлять декларации о доходах и имуществе.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда в статье 1 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией» уточнено понятие «близкие родственники», которое соответствует аналогичному понятию, содержащемуся в Законе «О декларировании физическими лицами доходов и имущества».

1.2. В решении от 4 декабря 2012 г. Конституционный Суд отметил несоответствие принципу правовой определенности статьи 5 Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур в области природопользования» и положений законов Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» и «Об обращении с отходами» в части сроков действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на хранение и захоронение отходов производства и конкретизации государственных органов, наделенных правом выдачи комплексных природоохранных разрешений.

Законодателем учтена правовая позиция Конституционного Суда путем устранения выявленной правовой неопределенности законами Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами» и от 24 декабря 2015 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды и участия общественности в принятии экологически значимых решений». Нормами указанных законов исключена статья 5 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур в области природопользования», а также установлено, что комплексные природоохранные разрешения выдаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

1.3. В решении от 5 июня 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них» указывалось, что норма проверяемого Закона, предусматривающая возмещение ущерба (компенсирование вреда) путем совершения исполнительной надписи, не в полной мере учитывает ранее выраженную Конституционным Судом правовую позицию. Согласно данной позиции для установления обязанности осужденного возместить ущерб (компенсировать вред), причиненный исправительному учреждению своими противоправными действиями, необходимо доказывание в том числе наличия вреда и его размера, противоправности действий осужденного, причинной связи между такими действиями и наступившим вредом, что возможно только в результате судебного разрешения спора по иску. Законодателю было предложено при дальнейшем совершенствовании законодательства исходить из необходимости обеспечения конституционного права на судебную защиту, закрепленного в части первой статьи 60 Конституции, гарантирующей каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Правовая позиция Конституционного Суда учтена в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь», в соответствии с которым из Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» исключено положение о возмещении ущерба (компенсировании вреда), причиненного лечебно-трудовому профилакторию, путем совершения исполнительной надписи.

Таким образом, в указанном Законе реализована правовая позиция Конституционного Суда и тем самым соблюден принцип правовой обеспеченности путем полного и конкретного закрепления правовых предписаний на основе принципов и норм Конституции.

2. В ряде нормативных правовых актов реализованы правовые позиции Конституционного Суда, направленные на устранение в нормативных правовых актах пробелов, исключение в них коллизий и правовой неопределенности.

2.1. В решениях Конституционного Суда от 26 марта 2009 г. «О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» и «О Регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» признано необходимым в целях обеспечения надлежащего осуществления прав и законных интересов граждан и организаций, реализации конституционных принципов верховенства права, полноты и определенности правового регулирования определить в регламентах палат Национального собрания порядок рассмотрения обращений, содержащих инициативу о проверке конституционности нормативных правовых актов. Подтверждая указанную позицию, в Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2012 году» Конституционный Суд также отметил, что для обеспечения более полной реализации права граждан и организаций на косвенный доступ к конституционному правосудию требуется соответствующее правовое регулирование порядка рассмотрения и принятия решений по инициативным обращениям граждан и организаций к уполномоченным субъектам, что явилось бы действенной мерой реализации закрепленного в статье 60 Конституции права каждого на судебную защиту, включая право на обращение в Конституционный Суд.

Правовая позиция Конституционного Суда реализована в нормах Закона Республики Беларусь от 2 июня 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», которыми предусматривается определение в регламентах палат Национального собрания особого порядка рассмотрения инициативных обращений граждан и организаций.

2.2. В решении от 26 мая 2000 г. «О некоторых вопросах реализации статьи 57 Конституции Республики Беларусь» Конституционный Суд отметил, что граждане Республики Беларусь в соответствии с Конституцией (статья 57) и Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» имеют право, в частности по религиозным убеждениям, на замену воинской службы альтернативной, которое должно быть обеспечено действенным механизмом его реализации. В целях устранения неконституционного пробела, вызванного отсутствием в системе законодательства законодательного акта, прямо предусмотренного Конституцией, Конституционный Суд признал необходимым принять закон об альтернативной службе или внести соответствующие изменения и дополнения в Закон «О воинской обязанности и воинской службе» для определения механизма реализации права на альтернативную службу.

Правовая позиция Конституционного Суда реализована в Законе Республики Беларусь от 4 июня 2015 года «Об альтернативной службе». Данный Закон устанавливает комплексное правовое регулирование альтернативной службы, определяет категорию граждан, которые могут быть направлены на альтернативную службу, основания и процедуру замены воинской службы на альтернативную службу, порядок прохождения альтернативной службы, социальные права, а также гарантии для граждан, проходящих такую службу. Посредством принятия указанного Закона законодатель устранил пробел в конституционно-правовом регулировании общественных отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан на прохождение альтернативной службы, с соблюдением предусмотренного статьей 31 Конституции права каждого на определение отношения к религии.

2.3. В решении от 9 июля 2014 г. «О правовой неопределенности в правовом регулировании удостоверения личности при назначении пенсии органами по труду, занятости и социальной защите» Конституционный Суд в целях надлежащей реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение и соблюдения принципа социальной справедливости признал необходимым исключить правовую неопределенность в регулировании удостоверения личности при назначении пенсии органами по труду, занятости и социальной защите. Совету Министров было предложено путем принятия соответствующего постановления обеспечить в правовом регулировании порядка представления и оформления документов для назначения пенсии органами по труду, занятости и социальной защите возможность удостоверения личности в исключительных случаях не только паспортом гражданина Республики Беларусь, но и иными документами.

Данное решение Конституционного Суда исполнено в результате принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 февраля 2015 г. № 134 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения личности граждан Республики Беларусь, не имеющих документа, удостоверяющего личность, для целей пенсионного обеспечения».

Указанным постановлением Совета Министров исполнено также решение Конституционного Суда от 11 января 2007 г. «О назначении пенсии по возрасту работающим гражданам, по религиозным убеждениям не имеющим паспорта», в котором компетентным органам предлагалось найти соответствующий вариант решения вопроса удостоверения личности при назначении пенсии.

Основываясь на результатах анализа практики исполнения решений Конституционного Суда, Суд обращает внимание на необходимость сокращения периода времени от принятия решений Конституционного Суда до их исполнения уполномоченными государственными органами и должностными лицами, поскольку полнота правового регулирования на основе принципов и норм Конституции, правовая определенность, доступность и понятность законодательства, его согласованность и непротиворечивость укрепляют доверие граждан к государственной власти, их уверенность в гарантировании государством реализации и защиты прав и свобод как высшей ценности и цели общества и государства, а также способствуют утверждению конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении.

V

1. Конституционный Суд, оценивая состояние конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году, отмечает реализацию в правовой системе Республики Беларусь положений Конституции, развитие конституционных принципов и норм, а также общепризнанных принципов международного права в законодательном регулировании общественных отношений, направленность деятельности государственных органов и должностных лиц на поддержание режима конституционной законности, обеспечение более полной реализации конституционных прав и свобод граждан во всех сферах жизни и деятельности общества и государства.

По результатам осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов все 50 проверенных Конституционным Судом законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания, до их подписания Президентом Республики Беларусь признаны в целом соответствующими Конституции.

При этом Конституционный Суд посредством правовых позиций, основанных на выявленном конституционно-правовом смысле законодательных норм, указывал в решениях на наличие в некоторых законах определенных недостатков, ориентировал государственные органы и иные организации, должностных лиц и граждан на конституционно выверенный подход к применению норм законов на практике с учетом требований Конституции и правовых позиций Конституционного Суда.

2. Конституционный Суд считает, что в условиях развития глобализации, интеграции, динамичности и взаимозависимости общественных и межгосударственных процессов основное внимание в области нормотворчества следует уделить обеспеченности и безопасности правового регулирования исходя из верховенства Конституции.

Как неотъемлемая часть принципа верховенства права, принцип правовой обеспеченности предполагает, что законодательные акты должны быть направлены на достижение и обеспечение конституционно значимых целей и интересов, полно и конкретно регулировать важнейшие общественные отношения, содержать надлежащие механизмы реализации прав и свобод граждан, укрепления конституционного правопорядка.

При этом необходимо учитывать, что дальнейшее развитие в законотворческом процессе конституционных ценностей, принципов и норм способствует устойчивому и последовательному укреплению правового фундамента для развития Беларуси как демократического правового государства.

3. В процессе правового обеспечения экономических отношений на современном этапе следует исходить из того, что стабильное и динамичное развитие базируется на фундаментальных конституционных положениях о предоставлении всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантиях равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности и предполагает обязанность законодателя выработать на конституционной основе понятный и эффективный правовой механизм для субъектов экономических отношений.

Конституционный Суд обращает внимание на необходимость дальнейшего развития торгового права, призванного содействовать формированию инфраструктуры товарного рынка, налаживанию устойчивых торгово-экономических связей между производителями и потребителями. В целях современного правового обеспечения экономических отношений имеется объективная потребность модернизации гражданского законодательства путем разработки и принятия нового Гражданского кодекса, включающего торговое право как самостоятельную подотрасль.

4. Конституционный Суд отмечает, что определяющим для выявления сути социального государства является закрепление на конституционном уровне обязанностей государства по созданию условий для свободного и достойного развития личности, по обеспечению права каждого на достойный уровень жизни.

Конституционный Суд обращает внимание на то, что законодатель при определении механизмов реализации социальных прав граждан в соответствии со своими конституционными полномочиями должен неукоснительно соблюдать в законотворческом процессе границы усмотрения (дискреции), не допускать искажения сути социального государства и, исходя из экономических и финансовых возможностей страны, последовательно направлять правовое регулирование на повышение эффективности государственной помощи в социальной сфере, адресности мер по социальной защите населения, а также на достижение баланса интересов личности, общества и государства.

5. Реализация принципа правовой обеспеченности в деятельности судов общей юрисдикции направлена на усиление роли судебной власти в гарантировании судебной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечении стабильности в обществе и государстве.

Конституционный Суд считает, что в целях дальнейшего развития конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, обеспечения равного доступа к правосудию необходимы разработка и принятие единого процессуального закона, регулирующего рассмотрение гражданских и экономических дел.

Повышение уровня правовой обеспеченности конституционного права граждан на судебную защиту в административном судопроизводстве должно быть направлено на создание правовых механизмов для своевременного и эффективного восстановления нарушенных прав. В настоящее время, исходя из специфики взаимоотношений между гражданином и государством, требуется введение специализированного административного судопроизводства, определяющего порядок рассмотрения споров между гражданами и государством в лице государственных органов и должностных лиц.

6. Конституционный Суд обращает внимание на то, что важнейшим содержательным элементом государственного суверенитета выступает правовой суверенитет, который во внутригосударственной сфере проявляется в функционировании государственной власти на основе верховенства Конституции, а во внешнеполитической – в признании государством общепризнанных принципов международного права.

В настоящее время, учитывая участие Республики Беларусь в интеграционных процессах, важно сохранить конституционную идентичность, суверенное право народа Беларуси самостоятельно определять свой путь развития.

С учетом практики конституционного правосудия европейских стран целесообразно выработать правовой механизм, позволяющий рассматривать в Конституционном Суде наднациональные правовые акты, затрагивающие основы конституционного строя, конституционные права и свободы граждан и гарантии их реализации в целях обеспечения баланса национальных и наднациональных интересов.

7. Конституционный Суд считает, что обязательным условием поступательного и динамичного развития государства и общества является гарантирование правовой обеспеченности и правовой безопасности во всех сферах общественной жизни.

Предсказуемость законотворческого процесса, стабильность и полнота правового регулирования, правовая определенность, доступность и понятность законодательства укрепляют доверие граждан к государственной власти, уверенность в гарантировании реализации и защиты прав и свобод, способствуют обеспечению суверенитета и национальной безопасности, эффективному функционированию правовой системы, соблюдению справедливого баланса частных и публичных интересов.

Конституционная законность, являясь определяющей составляющей конституционализма, обеспечивается повседневной деятельностью всех государственных органов, должностных лиц, граждан и институтов гражданского общества, предопределяет незыблемость устоев народовластия и конституционного строя.

Настоящее Послание принято на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь 20 января 2016 г.

Председательствующий – 
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                          П.П.Миклашевич

Версия для печати