EngРусБел
Выступления Председателя Конституционного Суда
 

Повышение эффективности конституционного правосудия в защите прав и свобод человека (выступление на 5-й ежегодной Черноморской региональной конференции «Свобода и безопасность: усиление эффективности конституционной жалобы», 27–28 июня 2015 года, г. Батуми (Грузия)

Уважаемые участники конференции!

Дамы и господа!

Содержание прав и свобод человека во многом определяется культурно-историческим развитием общества и государства, сформированными на его основе конституционно-правовыми традициями и национальными особенностями.

Многоаспектные принципы, лежащие в основе комплекса прав и свобод человека, в современную эпоху наполняются конкретным юридическим содержанием. При этом свобода и безопасность требуют развития и обеспечения не только на национальном, но и наднациональном уровне, и в современных условиях актуальность их судебной защиты только усиливается.

В современных конституциях человек, его права и свободы признаются высшей ценностью государства и общества. Тем самым определяется характер взаимодействия личности и государства. Понимание свободы личности по формуле «свобода – право каждого делать то, что разрешено государством» переходит к принципу «свобода – это право делать все, что не запрещено законом».

Свобода сегодня перестала быть абстрактным понятием. Свое конкретное наполнение и обеспечение она получает всей системой законодательства и правоприменительной практикой. Эффективная борьба с преступностью, терроризмом, коррупцией, дискриминацией, защита от всех видов эксплуатации, защита частной жизни в условиях информационного общества предполагает комплексные и скоординированные усилия государств в этих сферах.

Пространство свободы, безопасности и правосудия, формирование которого происходит сейчас в объединенной Европе и в Евразийском Союзе, свидетельствует о концентрации усилий государств на обеспечении свободы и безопасности жизни человека, поиске эффективных правовых средств в противостоянии вызовам и угрозам современного мира.

Геополитические процессы с очевидностью свидетельствуют, что дальнейшее обеспечение безопасности в Европе и других регионах направлено в конечном итоге на защиту жизни и безопасности граждан.

Следует учитывать, что обеспечение свободы личности имеет «трансграничное измерение» и требует скоординированных эффективных действий, чтобы гражданин в современном глобальном мобильном мире чувствовал себя защищенным.

Немецкий философ и историк XVIII века Вильгельм Гумбольдт, во многом определивший развитие европейской гуманитарной мысли своей эпохи, говорил: «Безопасность заключается в свободном и уверенном пользовании каждым своими правами».

Традиционно безопасность рассматривается и обеспечивается как национальная безопасность государства, обуславливая внутренние и внешние инструменты защиты от различных угроз в целях обеспечения жизни и безопасности граждан.

Правосудие, защищая права и свободы человека, утверждая справедливость и равенство, призвано обеспечить правовыми средствами ограничение негативных последствий интеграции и глобализации, более гармоничное сочетание прав и свобод с обязанностью и ответственностью как граждан, так и государств.

В принятой в 1994 году Конституции Республики Беларусь как суверенного демократического правового государства установлены основы взаимоотношений личности, общества и государства. Гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, закрепленные на конституционном уровне, базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других основополагающих международно-правовых актов в области прав человека и соответствуют международным стандартам.

Согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая); при этом закрепляется взаимная ответственность: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Данные конституционные положения оказывают существенное влияние на политику государственной власти, формирование по сути государства для народа.

Следует отметить, что и в Концепции национальной безопасности указывается, что основными национальными интересами Республики Беларусь в сфере политической безопасности являются прежде всего соблюдение конституционных прав и свобод человека, а также устойчивое развитие демократического, правового, социально ответственного государства.

Одним из наиболее эффективных способов защиты прав человека является право на судебную защиту, которое выступает одновременно и правом–гарантией, и механизмом реализации обязанности государства защищать права и свободы человека. Судебная защита среди всего спектра юридических гарантий является основной, что обусловлено местом суда в структуре государственных органов, его функциональным предназначением, юридической природой судебной ветви власти.

В соответствии со статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Судебную систему в Беларуси составляют:

Конституционный Суд – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом, осуществляющие правосудие посредством гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства.

В настоящее время завершается очередной этап судебно-правовой реформы. Создан Следственный комитет как единый централизованный орган по осуществлению предварительного следствия и полномочий в сфере досудебного уголовного производства.

Образован единый Государственный комитет судебных экспертиз на базе экспертно-криминалистических и судебно-медицинских учреждений в целях совершенствования государственной судебно-экспертной деятельности.

Объединены Верховный и Высший Хозяйственный суды и образован единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции в целях обеспечения единства судебной практики, повышения качества осуществления правосудия.

Согласно статье 116 Конституции контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Исходя из конституционной функции Конституционный Суд призван защищать конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении.

Конституционные положения о Конституционном Суде получили в 2014 году дальнейшее системное развитие на законодательном уровне в принятом Законе «О конституционном судопроизводстве». Усовершенствовано правовое регулирование порядка рассмотрения дел, принятия по ним заключений или решений, совершения участниками конституционного судопроизводства процессуальных действий. Регламентация на законодательном уровне в отдельном законе процессуального порядка рассмотрения дел обеспечивает всем участникам конституционного судопроизводства прозрачность и последовательность процессуальных процедур.

Конституционным Судом с 2008 года осуществляется обязательный предварительный конституционный контроль законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом.

При проверке конституционности законов Конституционный Суд исходит из необходимости создания законодательного механизма эффективной реализации конституционных прав граждан, укрепления гарантий защиты прав и свобод человека как высшей ценности и цели общества и государства. При этом Конституционный Суд обращает внимание на необходимость развития конституционных ценностей при регулировании конкретных правоотношений, недопустимость непропорционального ограничения прав граждан на законодательном уровне, ориентирует на правильное понимание конституционно-правового смысла норм законов в законотворческом и правоприменительном процессе.

Важнейшим условием эффективности осуществления конституционного контроля является обеспечение доступа граждан к конституционному правосудию.

В Республике Беларусь сложилась определенная практика реализации индивидуального доступа граждан к конституционному правосудию.

Во-первых, посредством косвенного доступа через субъектов, уполномоченных обращаться в Конституционный Суд с предложением о проверке конституционности нормативных правовых актов, таким образом обеспечивая в опосредованной форме доступ граждан к конституционному правосудию.

В соответствии со статьей 116 Конституции к таким субъектам относятся Президент Республики Беларусь, обе палаты Национального Собрания – Палата представителей и Совет Республики, Верховный Суд, Совет Министров. В случае обращения этих государственных органов на основании инициативных обращений граждан Конституционный Суд дает свое заключение в порядке последующего конституционного контроля.

Во-вторых, в статье 112 Конституции закреплен механизм преюдициального запроса, согласно которому если при рассмотрении конкретного дела суд общей юрисдикции придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, то он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

В-третьих, доступ граждан к конституционному правосудию реализуется путем непосредственного обращения граждан в Конституционный Суд по вопросам устранения пробелов в конституционно-правовом регулировании.

Вынося такие решения, Конституционный Суд исходит из конституционных положений о правах и свободах человека и гражданина и необходимости выработки законодательного механизма, обеспечивающего полноту и недвусмысленность конституционно-правового регулирования, и при выявлении правовых пробелов, правовой неопределенности и коллизий предлагает нормотворческим органам их устранить.

При этом Конституционный Суд действует в пределах своего конституционного статуса, не подменяя законодателя или иной нормотворческий орган, но в некоторой мере выполняет функции «позитивного законодателя» с целью выработки действенных механизмов реализации конституционных прав и свобод граждан.

Таким образом, указанные формы доступа к конституционному правосудию позволяет гражданам и при отсутствии права на индивидуальную конституционную жалобу реально инициировать рассмотрение дел в Конституционном Суде о проверке конституционности нормативных правовых актов, нарушающих, по их мнению, конституционные права и свободы.

В практике конституционного правосудия мы учитываем, что права и свободы человека, с одной стороны, абсолютны, а с другой – Конституция допускает возможность их определенного ограничения в интересах общего блага при безусловном соблюдении справедливого баланса между интересами личности и интересами общества и государства.

В случае, если законом вводятся ограничения в отношении некоторых прав и свобод граждан, оценивается их соответствие целям, принципам и нормам Конституции, а также соблюдение принципа пропорциональности. При этом Конституционный Суд учитывает и практику Европейского Суда по правам человека в части необходимости соблюдения разумного баланса интересов личности, общества и государства, документы и исследования Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), в которых аккумулируется опыт конституционно-правового развития на европейском пространстве.

Во взаимоотношении «человек – государство» ключевым является определение возможных пределов вмешательства государства в осуществление прав и свобод человека, в случае ограничений – их обоснованность и соразмерность. При этом необходимы поддержание их баланса и недопущение умаления с учетом как общечеловеческих ценностей и европейских демократических стандартов, так и национальных особенностей построения демократического социального правового государства.

Важными гарантиями обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц являются разумная стабильность и предсказуемость правового регулирования. Принцип предсказуемости должен обеспечиваться в законодательной политике как важнейшее условие уверенности участников общественных отношений в стабильности своего правового статуса, формирования доверия к законодательным актам и их безусловного исполнения.

Процессы глобализации, интеграции обуславливают то положение, что защита конституционных прав и свобод граждан в современном мире происходит не только в условиях одного государства, а с учетом вхождения государств в межгосударственные образования. При этом актуализируются вопросы предсказуемости правового регулирования, учета соотношения национального и наднационального законодательства, унификации правовых механизмов по защите прав и свобод граждан.

В настоящее время из многообразия практики конституционных судов и органов равной юрисдикции различных стран мира рождается понимание того, что, несмотря на самостоятельные пути конституционно-правового развития, органы конституционного контроля объединены единством цели – обеспечить верховенство права, защиту прав и свобод человека.

Благодарю за внимание.

Версия для печати