EngРусБел
Правовые основы деятельности
 
  • Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (извлечение)

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

О СУДОУСТРОЙСТВЕ И СТАТУСЕ СУДЕЙ

(извлечения, касающиеся организации и деятельности Конституционного Суда)

РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 2. Судебная власть

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом.

...

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам.

Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Статья 5. Судебная система Республики Беларусь

Судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, областной (Минский городской) суд, экономический суд области (города Минска) являются юридическими лицами.

Статья 6. Задачи судов Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать конституционный строй Республики Беларусь, гарантированные Конституцией Республики Беларусь права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 7. Законность при осуществлении правосудия

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов.

Если при рассмотрении конкретного дела суд общей юрисдикции придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ставит перед Верховным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении им предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании данного нормативного правового акта неконституционным.

Статья 14. Обязательность судебных постановлений и требований судьи. Исполнение решений Конституционного Суда Республики Беларусь

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций, а также должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь. Решения Конституционного Суда Республики Беларусь исполняются в порядке, установленном законодательными актами.

РАЗДЕЛ II ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 19. Состав Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен давать заключения и принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Статья 20. Порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке:

шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;

шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

В случае досрочного выбытия из состава Конституционного Суда Республики Беларусь назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом.

Статья 21. Порядок избрания судей Конституционного Суда Республики Беларусь

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь избирает шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного Суда Республики Беларусь предлагаются Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь.

Лицо, предложенное для избрания на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе принимается без обсуждения и голосования.

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Статья 22. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь в случаях, установленных Конституцией Республики Беларусь, дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь помимо компетенции, предусмотренной частями первой и второй настоящей статьи:

в порядке обязательного предварительного контроля принимает решения о соответствии законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, установленном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь (за исключением законов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь), Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, – до подписания этих законов Президентом Республики Беларусь;

по предложениям Президента Республики Беларусь принимает решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь;

по предложениям Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимает решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства;

по предложениям Президента Республики Беларусь дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

по предложениям Президента Республики Беларусь проводит проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов;

принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности;

принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

С инициативой о внесении предложений о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации (за исключением государственных органов) (далее – организация), нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации, этот гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, эта организация обращаются к Президенту Республики Беларусь, органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь таких предложений (далее – инициативные обращения). Инициативные обращения направляются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством о конституционном судопроизводстве, законодательными актами, закрепляющими правовой статус Президента Республики Беларусь, органов, наделенных правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь соответствующих предложений, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, за исключением обращений, содержащих информацию о наличии в нормативных правовых актах пробелов, коллизий и правовой неопределенности.

Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, и не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь как в целом, так и отдельных их положений.

Конституционный Суд Республики Беларусь не вправе высказывать позицию о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республики Беларусь в порядке осуществления конституционного судопроизводства, если иное не установлено законодательными актами.

Статья 23. Порядок деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь

Порядок осуществления конституционного судопроизводства устанавливается законом.

Вопросы организации подготовки и проведения заседаний Конституционного Суда Республики Беларусь, обеспечения условий для осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь и его судьями своих полномочий, а также иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, порядок и формы участия Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь в подготовке дел к рассмотрению в судебном заседании, не урегулированные настоящим Кодексом и иными законодательными актами, регулируются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь, утверждаемым Конституционным Судом Республики Беларусь.

Статья 24. Заключения, решения и иные документы Конституционного Суда Республики Беларусь

По вопросам, указанным в частях первой и второй статьи 22 настоящего Кодекса, Конституционный Суд Республики Беларусь дает заключения.

По вопросам, указанным в части третьей статьи 22 настоящего Кодекса, Конституционный Суд Республики Беларусь принимает решения.

По вопросам процедурного характера и иным вопросам, возникающим в ходе конституционного судопроизводства, Конституционный Суд Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь принимают определения.

Обращения Конституционного Суда Республики Беларусь к государственным органам, иным организациям, должностным лицам излагаются в форме запросов и представлений.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в виде отдельного документа.

Определения, запросы и представления Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в порядке, устанавливаемом Конституционным Судом Республики Беларусь.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Статья 25. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь:

организует деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь;

председательствует в заседаниях Конституционного Суда Республики Беларусь, а также выносит на его рассмотрение вопросы, отнесенные к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь;

организует работу по осуществлению контроля за исполнением заключений и решений Конституционного Суда Республики Беларусь;

осуществляет общее руководство Секретариатом Конституционного Суда Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает от должностей работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь;

утверждает в пределах установленной численности работников структуру Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь и штатное расписание Конституционного Суда Республики Беларусь;

вносит Президенту Республики Беларусь и в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь представления по вопросу назначения (избрания) судей Конституционного Суда Республики Беларусь;

вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы, иные организации, должностным лицам предложения о совершенствовании законодательства, а также об устранении нарушений законодательства;

представляет Конституционный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;

ведет личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей и представителей юридических лиц (далее – личный прием), организует работу Конституционного Суда Республики Беларусь по личному приему и рассмотрению обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях других государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляет старший по возрасту судья Конституционного Суда Республики Беларусь.

Статья 26. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь избирается Конституционным Судом Республики Беларусь из состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь:

осуществляет полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей;

руководит работой структурных подразделений Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей;

организует работу по повышению квалификации работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь;

ведет личный прием;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях других государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Статья 27. Научно-консультационный совет при Конституционном Суде Республики Беларусь

При Конституционном Суде Республики Беларусь создается Научно-консультационный совет, положение о котором утверждается Конституционным Судом Республики Беларусь. Персональный состав Научно-консультационного совета утверждается Конституционным Судом Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь.

РАЗДЕЛ III СТАТУС СУДЬИ И НАРОДНОГО ЗАСЕДАТЕЛЯ

ГЛАВА 5 СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 73. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами.

На должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь не может быть назначено (избрано):

лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь – 70 лет.

Статья 74. Срок полномочий судей Конституционного Суда Республики Беларусь

Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок.

Статья 75. Присяга судьи Конституционного Суда Республики Беларусь

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги.

К присяге судьи Конституционного Суда Республики Беларусь приводятся Президентом Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Началом церемонии присяги является оглашение решения о назначении (избрании) на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, после чего присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке. При этом его правая рука находится на Конституции Республики Беларусь.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь приносит присягу следующего содержания:

«Я, (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)), беру на себя обязательство перед народом Республики Беларусь честно, добросовестно и беспристрастно защищать конституционный строй и верховенство Конституции Республики Беларусь».

Судья в период осуществления им своих полномочий в Конституционном Суде Республики Беларусь приводится к присяге один раз.

Акт о принесении присяги подписывается судьей Конституционного Суда Республики Беларусь и хранится в личном деле судьи Конституционного Суда Республики Беларусь.

После приведения к присяге судье Конституционного Суда Республики Беларусь вручаются служебное удостоверение судьи, мантия и другие входящие в комплект предметы одежды, а также Кодекс чести судьи Республики Беларусь. Описание, образец, порядок и нормы обеспечения мантиями и другими входящими в комплект предметами одежды утверждаются Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

ГЛАВА 8 АТТЕСТАЦИЯ СУДЕЙ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КЛАССЫ СУДЕЙ

Статья 87. Квалификационные классы судей

Для судей судов Республики Беларусь устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.

Квалификационные классы присваиваются:

высший квалификационный класс – Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь…

ГЛАВА 10 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 103. Основания для привлечения судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:

за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;

за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного дисциплинарного проступка.

Статья 104. Меры дисциплинарного взыскания, которые могут применяться к судьям Конституционного Суда Республики Беларусь

К судьям Конституционного Суда Республики Беларусь могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:

предупреждение;

освобождение от должности.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины.

Статья 105. Сроки применения дисциплинарных взысканий в отношении судей Конституционного Суда Республики Беларусь

Дисциплинарное взыскание к судье Конституционного Суда Республики Беларусь может быть применено не позднее двух месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни судьи и (или) пребывания в отпуске, но не позднее шести месяцев со дня его совершения, а по результатам проверки, проведенной компетентными органами, – не позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается срок производства по уголовному делу.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания судья Конституционного Суда Республики Беларусь не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Статья 106. Порядок привлечения судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности

До рассмотрения Конституционным Судом Республики Беларусь вопроса о привлечении судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь создается комиссия из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь для проведения служебного расследования.

Комиссия истребует у судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, в отношении которого возник вопрос о привлечении его к дисциплинарной ответственности, письменное или устное объяснение, а также относящиеся к делу документы, принимает иные меры по установлению наличия или отсутствия оснований для привлечения судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности и в установленный Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь срок готовит и представляет соответствующее заключение.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь созывает заседание Конституционного Суда Республики Беларусь по вопросу о привлечении судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности незамедлительно после получения заключения, представленного комиссией.

По результатам рассмотрения вопроса о привлечении судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности Конституционный Суд Республики Беларусь принимает решение:

о вынесении судье Конституционного Суда Республики Беларусь предупреждения;

о наличии оснований для освобождения судьи Конституционного Суда Республики Беларусь от должности и внесении Президенту Республики Беларусь представления о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Республики Беларусь;

об отсутствии оснований для привлечения судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности.

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь по вопросу о привлечении судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности должно быть принято не позднее двух месяцев со дня создания Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь комиссии для проведения служебного расследования.

ГЛАВА 11 ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗОБНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ

Статья 108. Прекращение полномочий судьи

Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут быть прекращены в случае:

отставки;

подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

достижения предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь;

истечения срока его полномочий;

отказа от принесения присяги;

прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

однократного грубого нарушения должностных обязанностей, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами, совершения проступка, не совместимого с нахождением на государственной службе;

вступления в законную силу обвинительного приговора;

вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

признания судьи не способным по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи (при наличии медицинского заключения);

смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.

Прекращение полномочий Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании личного письменного заявления судьи об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию, представления Конституционного Суда Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным абзацами девятым и десятым части первой настоящей статьи, либо представления Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь по иным основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи.

О прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Республики Беларусь Президент Республики Беларусь уведомляет Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

РАЗДЕЛ V ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ И ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

ГЛАВА 21 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Статья 173. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в пределах предоставленных полномочий осуществляется:

Секретариатом Конституционного Суда Республики Беларусь – в отношении Конституционного Суда Республики Беларусь;

аппаратом Верховного Суда Республики Беларусь – в отношении судов общей юрисдикции.

Конституционный Суд Республики Беларусь и Верховный Суд Республики Беларусь в соответствии со своей компетенцией:

разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации деятельности судов Республики Беларусь и ее совершенствованию;

осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников Секретариата, аппаратов судов;

организуют работу по материально-техническому обеспечению деятельности судов и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики;

разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей;

осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с законодательством.

Соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют судам необходимые помещения, обеспечивая их постоянное техническое обслуживание.

Статья 174. Секретариат (аппарат) суда

Секретариат (аппарат) суда обеспечивает работу суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства, выполнению иных функций, а также осуществляет меры по организационному обеспечению деятельности суда.

Председатели судов для непосредственного обеспечения возложенных на них полномочий имеют помощников.

Численность работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь, аппаратов судов общей юрисдикции устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Работники Секретариата (аппарата) суда, за исключением лиц, осуществляющих техническое обслуживание суда, являются государственными служащими. Работники Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся государственными служащими, приравниваются по условиям оплаты труда, социально-бытового, материального и иного обеспечения, медицинского обслуживания к соответствующим категориям работников Аппарата Совета Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 22 ФИНАНСИРОВАНИЕ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ИМУЩЕСТВО СУДОВ

Статья 179. Имущество судов

Здания и другие помещения, а также транспортные средства, оргтехника, средства связи и иные средства, необходимые для обеспечения деятельности судов, не могут использоваться для других целей.

Ухудшение условий размещения судов запрещается.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Республики Беларусь, судам общей юрисдикции для осуществления их деятельности, является республиканской собственностью и находится в их оперативном управлении. Судам общей юрисдикции для осуществления их деятельности может также передаваться имущество, находящееся в государственной собственности, по договорам безвозмездного пользования.

 

 

Версия для печати