EngРусБел
Общие положения
 
 
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в апреле 1994 года учрежден Конституционный Суд Республики Беларусь (далее – Конституционный Суд), который является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, утверждает верховенство Конституции и ее непосредственное действие.
 
Правовую основу организации и деятельности Конституционного Суда составляют Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция), Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь.
 
Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права. Шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания – палатой Парламента.
Судьи Конституционного Суда назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда – 70 лет.
Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда сроком на 5 лет.
Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается Конституционным Судом из состава судей Конституционного Суда по представлению Председателя Конституционного Суда сроком на 5 лет.
 
Конституционный Суд осуществляет следующие полномочия:
в порядке последующего контроля дает заключения о конституционности нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь;
дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции;
в порядке обязательного предварительного контроля принимает решения о конституционности законов, принятых Национальным собранием (за исключением законов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь), до их подписания Президентом Республики Беларусь;
принимает решения о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь;
принимает решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства;
дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;
излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
проводит проверки конституционности отдельных направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов;
принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении коллизий и правовой неопределенности;
принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.
 
Правом обращения в Конституционный Суд обладают Президент Республики Беларусь, палаты Парламента – Национального собрания (Палата представителей, Совет Республики), Верховный Суд, Правительство – Совет Министров.
Другие государственные органы, иные организации, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обращаются с инициативой о внесении предложений, рассмотрение которых подведомственно Конституционному Суду, к лицам и органам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд таких предложений.
 
В решениях и формулируемых в них правовых позициях Конституционный Суд, исходя из верховенства права, путем выявления конституционно-правового смысла норм законов и иных нормативных правовых актов способствует выработке правовых механизмов развития и защиты конституционных ценностей и достижения конституционно значимых целей, ориентирует законодателя и правоприменителей на неукоснительное соблюдение конституционных положений и их реальное обеспечение.