Новости
21 сентября с.г. Конституционный Суд признал конституционным существовавший до 1 января 2006 г. порядок исчисления налога при продаже чеков "Жилье" с применением индекса потребительских цен.

Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь

21.09.2006

     21 сентября с.г. Конституционный Суд Республики Беларусь вынес решение по делу о соответствии Конституции Республики Беларусь ряда норм, регулирующих налогообложение при продаже чеков "Жилье".


     Гражданин при продаже этих чеков получает определенный доход, из которого исключаются ранее понесенные расходы. Сумма расходов влияла на размер налога: чем больше расходы, тем меньше налогооблагаемая база, и, соответственно, подоходный налог.


     К расходам, которые нес гражданин, получивший чек "Жилье", могла быть отнесена государственная пошлина, а также стоимость самого чека "Жилье". С учетом инфляционных процессов номинальная стоимость чека "Жилье" (цена, которая указана в чеке) менялась, и ее следовало осовременивать. Расчет новой цены зависел от методики: Палата представителей Национального собрания считала, что при этом следует исходить из индекса роста стоимости строительно-монтажных работ, а не из индекса потребительских цен, как было указано в Положении, принятом министерствами. Рассчитанный в этом случае объем расходов был бы значительно большим, что уменьшило бы размер налога.


     Конституционный Суд отметил, что согласно действующему законодательству применение индекса роста стоимости строительства жилья, предусмотренного нормативными правовыми актами о приватизации, возможно только в случаях использования чеков "Жилье" при приватизации жилых помещений, а также при осуществлении жилищного строительства, в том числе путем долевого участия в нем, реконструкции домов, при погашении взятых на указанные цели кредитов банков.


     Конституционный Суд признал соответствующим Конституции и иным актам законодательства Республики Беларусь принятое министерствами Положение в части определения для целей исчисления налога расходов с использованием индекса потребительских цен.


     При этом обратил внимание на то, что чеки "Жилье" были выданы гражданам безвозмездно, с учетом их трудового вклада в создание жилищного фонда, который до приватизации являлся государственным. Поэтому, хотя чеки "Жилье" и относятся к ценным бумагам, однако в силу их специфики правовой режим этих чеков может иметь особенности.


     В связи с этим Конституционный Суд положительно оценил позицию министерства по налогам и сборам, когда в случае несвоевременной уплаты налога при первичной продаже чеков налоговые органы ограничивались лишь предупреждением в качестве административной меры взыскания вместо применения штрафа. Вместе с тем многие граждане были оштрафованы.


     Конституционный Суд указал, что не вправе рассматривать вопросы о пересмотре принятых решений о привлечении к ответственности таких граждан. Однако возможности конституционного правосудия могли бы быть более эффективными при условии своевременной постановки вопросов перед Конституционным Судом уполномоченными субъектами о проверке конституционности нормативных правовых актов. Это позволило бы Конституционному Суду своевременно в период действия таких актов воздействовать на сложившуюся правовую ситуацию.


     Также Конституционный Суд в своем решении отметил, что рассмотрение данного дела свидетельствует о том, что при делегировании Парламентом и Правительством полномочий иным органам по вопросам, которые затрагивают права, свободы и обязанности граждан, целесообразно определять пределы правового регулирования подзаконными актами. Это позволит исключить случаи принятия решений, которые не в полной мере отвечают целям законодательного регулирования.