Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 декабря 2020 г. № Р-1254/2020
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Аб змяненні Закона Рэспублікі Беларусь «Аб афіцыйных геральдычных сімвалах»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Аб змяненні Закона Рэспублікі Беларусь «Аб афіцыйных геральдычных сімвалах».

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Аб змяненні Закона Рэспублікі Беларусь «Аб афіцыйных геральдычных сімвалах» и других законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Аб змяненні Закона Рэспублікі Беларусь «Аб афіцыйных геральдычных сімвалах» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования порядка создания, учреждения, государственной регистрации и использования официальных геральдических символов с учетом практики применения законодательства об официальных геральдических символах.

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм, исходя из положений Конституции, которые:

объявляют Республику Беларусь демократическим социальным правовым государством, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2);

предусматривают, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй (части вторая и третья статьи 1);

устанавливают в Республике Беларусь принцип верховенства права, согласно которому государственные органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствия с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

определяют, что государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия (статья 15);

предусматривают, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; все равны перед законом и имеют права без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (часть первая статьи 21, статья 22);

закрепляют обязанность каждой беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (статья 54);

устанавливают, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59);

гарантируют каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законам сроки (часть первая статьи 60).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Законом (пункт 1 статьи 1) статья 1 Закона Республики Беларусь «Аб афіцыйных геральдычных сімвалах» (далее – Закон о геральдических символах) излагается в новой редакции. Согласно части первой статьи 1 этого Закона под официальными геральдическими символами понимаются основанные соответствующими государственными органами (должностными лицами), другими организациями символы, которые отражают исторические, географические, национальные, социальные, культурные, топонимические и другие традиции и особенности, являются средствами поощрения, идентификации, почетными символами или указывают на учреждение образования, которое закончило лицо, должностную или иную принадлежность.

Частью второй статьи 1 Закона о геральдических символах предусматривается, что официальными геральдическими символами являются: гербы, флаги административно-территориальных и территориальных единиц; штандарт (флаг) Президента Республики Беларусь; эмблемы и нагрудные знаки специальных фондов Президента Республики Беларусь; эмблемы, флаги, нагрудные (за исключением знаков ранения) и опознавательные знаки государственных органов, их структурных подразделений (служб), воинских формирований, видов и родов войск Вооруженных Сил Республики Беларусь, а  также других организаций; эмблемы и флаги сил территориальной защиты; флаги, форменная одежда, в том числе военная форма одежды, форма одежды; знаки отличия на форменной одежде; знаки ранения; эмблемы, флаги, нагрудные и опознавательные знаки отдельных служб нескольких организаций различной ведомственной принадлежности, которые выполняют одинаковые функции.

Оценивая данные положения Закона, Конституционный Суд отмечает, что официальные геральдические символы имеют особенную социальную, политическую, идеологическую и культурную значимость, поскольку в них отражаются исторически обусловленные мировоззренческие начала, духовные, этические и эстетические ценности белорусского общества, его общественно-политические традиции, основанные на гуманизме, справедливости, высоких моральных принципах. Будучи проявлениями нематериальной культуры, белорусская геральдика и вексиллология свидетельствуют о богатой истории и значительных достижениях народа Беларуси в деле культурного и общественно-политического строительства.

Таким образом, приведенные положения статьи 1 Закона о геральдических символах соответствуют нормам Конституции, согласно которым государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия (статья 15); каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (статья 54).

3. В части второй статьи 1 Закона о геральдических символах определяется, что эмблемы и флаги сил территориальной защиты являются официальными геральдическими символами (абзац шестой).

Конституционный Суд отмечает, что территориальная защита организуется в целях усиления охраны Государственной границы Республики Беларусь, защиты объектов, которые имеют стратегически важное значение, участия в обеспечении военного положения, ведения совместно с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими войсками боевых действий, а также осуществления других мероприятий по вооруженной защите Республики Беларусь (часть первая пункта 41 Военной доктрины Республики Беларусь, утвержденной Законом Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-З). Таким образом, территориальная защита как резервный компонент Вооруженных Сил Республики Беларусь играет объединительную роль между государством и обществом в деле объединения и мобилизации граждан Беларуси на защиту Отечества от вооруженной агрессии.

Конституционный Суд считает, что установление силами территориальной защиты своих геральдических символов служит воспитанию у военнослужащих территориальных войск преданности священному долгу по защите Родины (часть первая статьи 57 Конституции), сохранению и развитию воинских традиций и свидетельствует о принятии государством широкого комплекса мер по реализации предписаний Конституции о защите Республикой Беларусь своей независимости и  территориальной целостности, конституционного строя (часть третья статьи 1).

4. В соответствии с частью второй статьи 1 Закона о геральдических символах к официальным геральдическим символам наравне с другими относятся эмблемы, флаги, нагрудные (за исключением знаков ранения) и опознавательные знаки государственных органов, их структурных подразделений (служб), воинских формирований, видов и родов войск Вооруженных Сил Республики Беларусь, других государственных некоммерческих организаций, республиканских государственно-общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, союзов (ассоциаций), фондов, Белорусской нотариальной палаты, Белорусской республиканской коллегии адвокатов, Белорусской торгово-промышленной палаты, Палаты налоговых консультантов, постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве некоммерческих организаций, частных учреждений образования (абзац пятый).

Конституционный Суд полагает, что включение Законом в перечень организаций, которым предоставлено право иметь официальные геральдические символы, Белорусской нотариальной палаты, Белорусской республиканской коллегии адвокатов, Белорусской торгово-промышленной палаты, Палаты налоговых консультантов, постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве некоммерческих организаций, подчеркивает значение деятельности этих организаций с учетом конституционного положения об обеспечении прав и свобод граждан Республики Беларусь как высшей цели государства (часть первая статьи 21 Конституции). Установление данных символов выражает публичный характер деятельности указанных организаций, их связь с государством и обществом, национальными культурными традициями. Такое правовое регулирование соответствует положению части первой статьи 59 Конституции, согласно которой государство обязано принимать все доступные ему меры ради создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Кроме того, Конституционный Суд отмечает, что путем включения Законом в перечень организаций, которые обладают правом иметь официальные геральдические символы, наравне с государственными органами, воинскими формированиями и государственными некоммерческими организациями также политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, союзов (ассоциаций), фондов и частных учреждений образования реализуется конституционный принцип равенства (статья 22 Конституции), что, в свою очередь, свидетельствует о значимости общественных объединений и частных учебных учреждений как институтов, которые обеспечивают создание условий для реализации гражданами политических, социально-экономических и культурных конституционных прав.

5. Законом (пункт 3 статьи 1) Закон о геральдических символах дополняется статьей 21 «Виды нагрудных знаков».

В указанной статье в системном и комплексном виде предусматривается классификация нагрудных знаков, которые подразделяются на знаки отличия и знаки различия; при этом к знакам отличия относятся: наградные знаки; знаки ранения; памятные знаки; квалификационные знаки; к знакам различия – знаки об окончании учреждений образования; знаки должностной или другой принадлежности (части первая, вторая и седьмая).

Конституционный Суд отмечает, что знаки отличия вместе с государственными наградами выступают органичной частью белорусской системы наград, установленной в Республике Беларусь как суверенном государстве, которое согласно части второй статьи 1 Конституции обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю политику. Такие нагрудные знаки свидетельствуют о значимости заслуг определенных лиц в ведомственном масштабе, в рамках отдельной организации, сферы деятельности, отрасли экономики. Являясь формой поощрения лиц за плодотворную, добросовестную работу (службу), примерное и успешное выполнение служебных обязанностей, за особые достижения, знаки отличия являются стимулом для дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности, свидетельствуют о признании государством важности и эффективности этой деятельности для обеспечения конституционных ценностей и целей.

Системное и комплексное правовое регулирование ношения нагрудных знаков соответствующих видов, которое осуществляется Законом, основывается на установленном частью первой статьи 7 Конституции принципе верховенства права и вытекающем из него имплицитном конституционном принципе правовой определенности.

Конституционным Судом неоднократно констатировано, что одним из неотъемлемых элементов конституционного принципа верховенства права является принцип правовой определенности, что предусматривает системность и комплексность правового регулирования общественных отношений, ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность норм законов, которые обеспечивают их единообразное применение на практике (решения от 20 января 2015 г. № Р-975/2015, от 4 ноября 2017 г. № Р-1104/2017, от 6 июля 2018 г. № Р-1130/2018 и др.).

Соблюдение принципа правовой определенности в нормотворческой деятельности является необходимым условием обеспечения надлежащего правового регулирования, предупреждает неоднозначное понимание, а следовательно, и неправомерное применение юридических норм, которое может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

6. Законам (пункт 9 статьи 1) статья 10 Закона о геральдических символах излагается в новой редакции, согласно которой устанавливается обязательная геральдическая экспертиза официальных геральдических символов.

В статье 10 указанного Закона предусматривается, что по результатам произведенной обязательной геральдической экспертизы Геральдический совет при Президенте Республики Беларусь (далее – Геральдический совет) выносит одно из следующих экспертных заключений: о возможности учреждения официального геральдического символа; о необходимости доработки официального геральдического символа; о нецелесообразности учреждения официального геральдического символа (часть вторая); экспертное заключение Геральдического совета может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь (часть седьмая).

Конституционный Суд отмечает, что правовое регулирование, которое устанавливается Законом, в полной меры обеспечивает реализацию предусмотренного частью первой статьи 60 Конституции права каждого на гарантированную защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки.

7. Новой редакцией статьи 10 Закона о геральдических символах определяется, что основаниями для вынесения Геральдическим советом экспертного заключения о нецелесообразности основания официального геральдического символа могут быть: тождественность, сходство официального геральдического символа с государственными символами и наградами Республики Беларусь, других государств, другим символом, который ранее был внесен в Государственный геральдический регистр Республики Беларусь, зарегистрированным в установленном порядке товарным знаком, знаком обслуживания; использование в качестве официального геральдического символа или его части элемента, который вошел в общее применение с иным смыслом (стал общеизвестным в ином значении); нарушение геральдических правил, несоответствие общегосударственным интересам, историческим, национальным, социальным, культурным и другим традициям и др. (часть третья).

При оценке приведенных положений как правомерных и обоснованных Конституционный Суд вместе с тем подтверждает сформулированную в решении от 17 мая 2012 г. № Р-707/2012 правовую позицию, в которой обращено внимание на то, что при вынесении экспертного заключения о нецелесообразности учреждения официального геральдического символа по указанным основаниям необходимо в полной мере учитывать конституционное положение о гарантировании свободы художественного и научного творчества (часть вторая статьи 51 Конституции).

Исходя из анализа норм Закона, Конституционный Суд считает, что они обеспечивают системное и комплексное правовое регулирование порядка создания, учреждения, государственной регистрации, использования и защиты официальных геральдических символов для сохранения и развития традиций геральдического наследия белорусского народа, что соответствует положениям Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103‒105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Аб змяненні Закона Рэспублікі Беларусь «Аб афіцыйных геральдычных сімвалах» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                             П.П.Миклашевич