Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 декабря 2020 г. № Р-1238/2020
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь».

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Закон принят в целях уточнения эталонных изображений Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, а также совершенствования порядка использования государственных символов Республики Беларусь государственными органами, иными организациями и гражданами.

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм, исходя из положений Конституции:

провозглашающих Республику Беларусь демократическим социальным правовым государством (часть первая статьи 1);

предусматривающих, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй (части вторая и третья статьи 1);

устанавливающих в Республике Беларусь принцип верховенства права, согласно которому государственные органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

определяющих, что символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн (статья 19).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Законом (пункт 1 статьи 1) в часть вторую статьи 3 Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» (далее – Закон о государственных символах) вносится дополнение, часть третья указанной статьи излагается в новой редакции. С учетом данных изменений Государственный флаг Республики Беларусь и его изображение независимо от их размеров должны в точности соответствовать эталону Государственного флага Республики Беларусь; изображение Государственного флага Республики Беларусь помещено в приложении 1; воспроизводимое изображение Государственного герба Республики Беларусь независимо от его размеров должно в точности соответствовать многоцветному, двухцветному и одноцветному (серебряному и золотому) эталонам Государственного герба Республики Беларусь; изображение Государственного герба Республики Беларусь помещено в приложениях 2–5.

В приложении 1 к Закону о государственных символах приводится изображение Государственного флага, в приложениях 2–5 – изображения Государственного герба соответственно многоцветное, двухцветное, одноцветное серебряное и одноцветное золотое (пункты 11 и 12 статьи 1 Закона).

В изображениях Государственного герба предусмотрены следующие изменения: изображения пятиконечной звезды, клевера и льна, а также ленты, которые обрамляют цветы, становятся более объемными; уточняется изображение контура территории государства, оно становится золотым – в тон солнечных лучей; смещается изображение частей света – показываются Европа и северная часть Африки, в результате чего изображение Беларуси размещается в центре изображения земного шара.

Данное графическое решение Государственного герба Республики Беларусь соответствует современным правилам геральдики, позволяет в большей степени учесть законы колористики, делает изображение Государственного герба эстетически выверенным и гармоничным для визуального восприятия.

Конституционный Суд отмечает, что согласно Конституции государственные символы олицетворяют суверенную государственность Республики Беларусь (статья 19). В государственных символах отражаются исторически обусловленные мировоззренческие начала и   цивилизационные цели развития народа Беларуси как государствообразующего субъекта, его менталитет, базовые морально-нравственные императивы и эстетические предпочтения. Государственный флаг и Государственный герб Республики Беларусь символизируют трудолюбие белорусского народа, его толерантность, мудрость, стремление к свободе и справедливости, миролюбивый характер, силу и процветание белорусского государства, а также красоту и уникальность природы Беларуси.

Закрепление законодателем требований о соответствии Государственного флага и изображений Государственного флага и  Государственного герба предусматриваемым положениями Закона эталонам, по мнению Конституционного Суда, позволяет избежать искажений при воспроизводстве государственных символов Республики Беларусь, учитывая необходимость проявления к ним должного уважения, а также формирования единообразной практики применения правовых норм об ответственности за нарушение предписаний Закона о  государственных символах. Осуществляемое правовое регулирование отвечает принципу правовой определенности, являющемуся неотъемлемым элементом установленного Конституцией принципа верховенства права (часть первая статьи 7).

Как указывалось в решениях Конституционного Суда, верховенство права включает ряд элементов, в том числе правовую определенность, предполагающую ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм; посредством соблюдения в нормотворчестве принципа правовой определенности создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что повышает доверие граждан к государству.

3. Законом (пункт 3 статьи 1) в абзац двадцать первый части первой статьи 5 Закона о государственных символах вносится изменение, согласно которому Государственный флаг Республики Беларусь поднимается или устанавливается на зданиях учреждений общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, высшего образования – постоянно.

Кроме того, часть третья статьи 5 Закона о государственных символах излагается в новой редакции, в соответствии с которой Государственный флаг Республики Беларусь при обеспечении необходимого уважения к нему может использоваться, в том числе подниматься и устанавливаться, на объектах, не указанных в данном Законе, а также во время государственных праздников и праздничных дней, спортивных соревнований, спортивно-массовых, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий, торжественных мероприятий, народных, трудовых, семейных праздников, в другие памятные даты, в иных случаях, в том числе без использования древка (флагштока).

Конституционный Суд считает, что закрепление в Законе о  государственных символах приведенных положений способствует воспитанию у учащихся учреждений образования и других граждан чувств патриотизма и гражданственности, гордости за свое Отечество, привитию уважения к исторической памяти, традициям, национальной и культурной самобытности белорусского народа, что соответствует положениям Конституции, согласно которым народ Беларуси опирается на многовековую историю развития белорусской государственности (абзац пятый преамбулы); Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй (части вторая и третья статьи 1).

4. Законом (пункт 6 статьи 1) часть восьмая статьи 10 Закона о государственных символах излагается в новой редакции, согласно которой запрещается использование Государственного герба Республики Беларусь в качестве основы официальных геральдических символов – эмблем республиканских государственно-общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, союзов (ассоциаций), фондов, Белорусской нотариальной палаты, Белорусской республиканской коллегии адвокатов, Белорусской торгово-промышленной палаты, Палаты налоговых консультантов, постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве некоммерческих организаций, частных учреждений образования.

Конституционный Суд полагает, что указанный запрет является правомерным, поскольку отвечает особой правовой природе Государственного герба Республики Беларусь как символа, олицетворяющего суверенную государственную власть и подтверждающего визуальными средствами государственно-властные полномочия публичных органов и должностных лиц, что соответствует положениям Конституции, согласно которым Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (часть вторая статьи 1).

Кроме того, неиспользование Государственного герба Республики Беларусь в качестве основы официальных геральдических символов определенных Законом объединений и организаций свидетельствует об их самостоятельности в реализации уставных функций и полномочий, автономии от произвольного вмешательства государства в их деятельность, что согласуется с частью первой статьи 4 Конституции, устанавливающей, что демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

5. Законом (статья 2) определяется, что изображение Государственного герба Республики Беларусь, не соответствующее эталонам Государственного герба Республики Беларусь согласно приложениям 2–5 к Закону о государственных символах и используемое до вступления в силу проверяемого Закона, может быть использовано до его замены; замена изображения Государственного герба Республики Беларусь, не соответствующего эталонам Государственного герба Республики Беларусь согласно приложениям 2–5 к Закону о  государственных символах и используемого до вступления в силу Закона, осуществляется по мере его использования или прихода в негодность.

Установление законодателем переходного периода использования изображения Государственного герба, не соответствующего эталонам Государственного герба, до его замены, по мнению Конституционного Суда, отвечает принципам разумности и целесообразности, поскольку позволяет избежать дополнительных материальных и организационных затрат и предоставляет субъектам права возможность заблаговременно подготовиться к выполнению требований Закона.

Оценивая положение Закона, согласно которому замена изображения Государственного герба, не соответствующего эталонам, осуществляется по мере его использования или прихода в негодность, Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, сформулированную в решении от 30 июня 2015 г. № Р-987/2015 в отношении норм статьи 81 Закона о государственных символах, предусматривающих, что не допускается поднятие или установление Государственного флага Республики Беларусь, полотнище которого пришло в негодность; пришедшее в негодность полотнище Государственного флага Республики Беларусь подлежит замене с его последующим уничтожением. Конституционный Суд указал, что устанавливаемое правовое регулирование отвечает конституционно-правовому статусу Государственного флага, являющегося символом Республики Беларусь как суверенного государства (статья 19 Конституции). Запрет использования пришедшего в негодность Государственного флага направлен на выработку у граждан и  должностных лиц уважительного отношения к государственным символам. При этом Конституционным Судом обращено внимание нормотворческих органов и правоприменителей, что при определении порядка уничтожения пришедшего в негодность полотнища Государственного флага и в дальнейшем при осуществлении соответствующих действий по его уничтожению надлежит проявлять должное уважение к Государственному флагу Республики Беларусь.

Конституционный Суд также указывает, что данная правовая позиция распространяется и на случаи уничтожения пришедших в негодность и подлежащих замене материальных носителей, содержащих графическое или объемное изображение Государственного герба Республики Беларусь.

Из анализа содержания норм Закона следует, что Законом корректируются эталонные изображения Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, совершенствуется порядок использования государственных символов Республики Беларусь, в том числе с целью формирования в обществе, у   граждан и должностных лиц уважительного отношения к государственным символам.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                 П.П.Миклашевич