8 июля 2019 г. № Р-1184/2019
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год», Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2018 год» (далее – Закон о бюджете фонда социальной защиты) и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 26 июня 2019 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом утверждается отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год по доходам в сумме 13 929 944 721,73 рубля и по расходам в сумме 13 614 956 899,25 рубля с превышением доходов над расходами в сумме 314 987 822,48 рубля.
1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов при проверке Закона исходит из положений Конституции, предусматривающих, что:
финансово-кредитная система Республики Беларусь включает в том числе финансовые средства внебюджетных фондов (часть первая статьи 132);
в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (часть четвертая статьи 133);
порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом (статья 134).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Создание государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, определение источников его образования, порядок формирования и использования средств данного фонда основываются на указанных нормах Конституции, положениях Бюджетного кодекса Республики Беларусь и других законодательных актов Республики Беларусь. Пунктом 2 статьи 23 Бюджетного кодекса предусмотрено, что составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и данным Кодексом; утверждение ежегодно отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляется законодательными актами того же вида, что и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов (часть первая).
Законом о бюджете фонда социальной защиты бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на 2018 год был утвержден по расходам в сумме 13 393 535 900,0 рубля исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 13 581 510 300,0 рубля с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 187 974 400,0 рубля.
В процессе исполнения бюджета фонда его показатели были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 501 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда».
Уточнение показателей бюджета фонда основывается на положениях пункта 30 статьи 84 Конституции, пункта 1 статьи 232 Бюджетного кодекса, а также пункта 1 статьи 7 Закона о бюджете фонда социальной защиты, определяющих полномочия Главы государства в этой сфере. Так, в силу пункта 1 статьи 7 Закона о бюджете фонда социальной защиты нормативные правовые акты, влекущие увеличение или уменьшение объема доходов и (или) расходов, предусмотренных в бюджете фонда на 2018 год, размера и источников финансирования дефицита или размера и направлений использования профицита бюджета фонда, издаются (принимаются) Президентом Республики Беларусь либо с его согласия.
3. Из отчета об исполнении бюджета фонда за 2018 год следует, что его доходная часть исполнена в основном за счет взносов на государственное социальное страхование, размер которых составил 12 911 601 725,90 рубля, в том числе обязательных страховых взносов – 12 796 073 770,04 рубля, взносов на профессиональное пенсионное страхование – 115 527 955,86 рубля.
Конституционный Суд отмечает, что в структуре взносов на государственное социальное страхование основную долю составляют обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, а также физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы. Такое исполнение доходной части бюджета фонда согласуется со статьей 56 Конституции, предусматривающей, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.
4. За счет средств бюджета фонда в 2018 году осуществлялись расходы на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, пособий по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, на погребение, на выплату материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, а также финансировались мероприятия по обеспечению занятости населения, санаторно-курортное лечение и оздоровление и др.
Из отчета об исполнении бюджета фонда за 2018 год следует, что основная часть расходов приходится на выплату пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по их выплате (10 516 895 568,63 рубля), на выплату пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных и других пособий (2 899 001 384,64 рубля), что согласуется с конституционной нормой о гарантировании гражданам Республики Беларусь важнейшего конституционного права – права на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47 Конституции).
Таким образом, исполнение бюджета фонда за 2018 год свидетельствует о выполнении Республикой Беларусь, согласно части первой статьи 1 Конституции являющейся социальным государством, своих финансовых обязательств, направленных на реализацию гарантий прав и свобод граждан Республики Беларусь, закрепленных в Конституции и законах.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич