27 декабря 2008 г. № Р-308/2008
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного и мобилизационного материальных резервов».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного и мобилизационного материальных резервов», Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного и мобилизационного материальных резервов» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 12 декабря
Проверяемым Законом в Военную доктрину Республики Беларусь, утвержденную Законом от 3 января
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Согласно части первой статьи 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Частью третьей статьи 21 Конституции установлено, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. В развитие вышеуказанных конституционных положений в статье 59 Конституции закреплена обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
Конституционный Суд полагает, что наиболее полная реализация конституционных прав и свобод граждан возможна в суверенном демократическом социальном правовом государстве. Согласно части третьей статьи 1 Конституции, защита независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, ее конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка являются важнейшими задачами государства. В целях реализации данного конституционного положения государство закрепило соответствующие конституционные обязанности личности: защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (часть первая статьи 57 Конституции); каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию и законы (статья 52 Конституции).
Таким образом, Конституционный Суд отмечает, что, защищая свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, законность и правопорядок, государство тем самым защищает конституционные гарантии реализации прав и свобод граждан. Эта защита обеспечивается осуществлением обороны государства, проведением соответствующих мобилизационных мероприятий, установлением правовых режимов чрезвычайного и военного положения. Данные меры невозможны без наличия государственного и мобилизационного материальных резервов, сформированных и поддерживаемых на уровне, который позволяет беспрепятственно реализовывать оборонную и правоохранительную функции государства.
Конституционный Суд считает, что предусмотренные Законом изменения и дополнения, вносимые в законодательные акты Республики Беларусь, способствуют более точному определению полномочий государственных органов по созданию, накоплению, использованию и сохранению материальных ценностей в государственном и мобилизационном материальных резервах, а также обеспечивают более согласованное регулирование общественных отношений, связанных с государственным и мобилизационным материальными резервами. Данные изменения и дополнения по своему содержанию не противоречат Конституции.
Вместе с тем относительно порядка принятия Закона Конституционный Суд считает необходимым отметить следующее.
Частью четвертой статьи 104 Конституции установлено, что законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат Парламента.
Конституционный Суд полагает, что, исходя из смысла указанной конституционной нормы, положения о внесении изменений и дополнений в программные законы должны приниматься в виде отдельных законов. Включение таких положений в законы, предусматривающие внесение изменений и дополнений наряду с программными законами в иные законы, изменение которых требует простого большинства голосов от полного состава палат Парламента, может привести к правовым коллизиям. Таким образом, правовая норма, содержащаяся в части четвертой статьи 104 Конституции, предполагает особый порядок внесения изменений и дополнений в программные законы.
В связи с этим Конституционный Суд отмечает, что изменение в Военную доктрину Республики Беларусь, утвержденную Законом от 3 января
Учитывая то обстоятельство, что Закон был принят более чем двумя третями голосов от полного состава палат Парламента, основания для признания порядка его принятия не соответствующим Конституции отсутствуют.
С учетом изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку его принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного и мобилизационного материальных резервов» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич