Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
8 декабря 2008 г. № Р-301/2008
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха».

 

Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 ноября 2008 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 28 ноября 2008 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Закон состоит из восьми глав, объединяющих 47 статей, и определяет правовые и организационные основы охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами химических и биологических веществ в результате хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон направлен на сохранение и восстановление качества атмосферного воздуха для обеспечения экологической безопасности, он позволяет реально осуществлять эффективное регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд  исходит из следующего.

 

В соответствии со статьей 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (часть первая); государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (часть вторая).

 

В состав окружающей среды входит атмосферный воздух, являющийся одним из основных ее жизненно важных элементов.

 

Ряд положений Закона направлен на дальнейшее обеспечение неотъемлемого конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, создание необходимых механизмов реализации конституционного положения о государственном контроле за рациональным использованием природных ресурсов, в том числе атмосферного воздуха. Предписания ряда статей Закона (статьи 5–9) конкретизируют полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны атмосферного воздуха, развивая положения статей 84, 107, 120 и 121 Конституции, закрепляющие соответственно компетенцию Главы государства, Правительства, органов местного управления и самоуправления. В главе 7 Закона установлены полномочия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, должностных лиц на осуществление государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, конкретизирующие вышеуказанное положение части второй статьи 46 Конституции.

 

Гарантией реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду являются многие положения статей Закона, в частности устанавливающие нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, возлагающие на юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ряд обязанностей по реализации мероприятий, направленных на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, восстановление его качества (статьи 19, 21).

 

Положения статей 7, 9 Закона, наделяющие Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы правом принимать решения о полном (частичном) приостановлении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, предъявлять иски в суд о прекращении ими деятельности, нарушающей законодательство об охране атмосферного воздуха, или о возмещении вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласуются с частью шестой статьи 44 Конституции, выступают реальной гарантией реализации части первой статьи 46 Конституции.

 

Согласно статье 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Часть первая статьи 33 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» устанавливает, что международные договоры Республики Беларусь подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом. В Законе нашли отражение нормы, содержащиеся в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 г. и протоколах к ней, в части регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для существующего и вновь вводимого технологического оборудования с учетом использования наилучших доступных технических методов.

 

Проверяемый Закон принят в рамках полномочий Национального собрания Республики Беларусь. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (пункт 2 части первой статьи 97 Конституции), а Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98 Конституции).

 

Таким образом, исходя из анализа положений статей Закона, формы и порядка его принятия, Конституционный Суд приходит к выводу о соответствии их Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

 

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич