Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 декабря 2008 г. № Р-304/2008
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей  Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
 
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
 
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».
 
Заслушав судью-докладчика Марыскина А.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) и Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
 
Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее − Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 12 декабря 2008 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2008 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
 
В преамбуле  Закона  отмечается, что он направлен на защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, эвакуированных, отселенных, самостоятельно выехавших на новое место жительства с территории радиоактивного загрязнения, проживающих на указанной территории, и некоторых иных категорий граждан.
 
Законом определены категории граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, к которым относятся участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и население, потерпевшее от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (статьи 12–14). В зависимости от принадлежности граждан к определенной категории для них устанавливается и различный уровень социальных и иных льгот. В Законе установлены льготы гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам (детям-инвалидам), участникам ликвидации последствий аварий; льготы гражданам, постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения, и гражданам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения; льготы гражданам, работающим на территории радиоактивного загрязнения. Закон предусматривает также особенности  льготного пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.
 
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
 
Республика Беларусь в соответствии с частью первой статьи 1 Конституции провозглашена социальным государством.
 
Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (статья 2 Конституции). Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21 Конституции).
 
Конституционное определение Республики Беларусь как социального государства и установление в Конституции принципа обеспечения прав и свобод граждан высшей целью государства развивается также в иных положениях Конституции, регулирующих социальные права граждан и их гарантии. В соответствии со статьей 47 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Кроме того, в указанной статье Конституции содержится положение о том, что государство проявляет особую заботу о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.
 
Закон принят в целях гарантированности права на охрану здоровья (статья 45 Конституции) и обеспечения особой заботы государства о гражданах, утративших его в результате последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также в отношении граждан, иным образом пострадавших от указанных последствий.
 
Конституционный Суд отмечает, что по сравнению с ранее действовавшим Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» в проверяемом Законе сокращен перечень категорий лиц, пользующихся правом на льготы и компенсации, а также перечень льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан. Конституция, закрепляя социальные права граждан, устанавливает общие, принципиальные положения, касающиеся их содержания, не определяя конкретные виды социальных льгот, их размер и категории граждан, на которых они распространяются. По мнению Конституционного Суда, конституционно-правовой смысл положения части второй статьи 23 Конституции о том, что никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, заключается в праве законодателя предоставлять конкретные преимущества и привилегии для определенных категорий граждан исходя из экономических возможностей государства.
 
Конституционный Суд также отмечает, что оценка целесообразности и экономической обоснованности проверяемого Закона, исходя из смысла Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», не входит в предмет его проверки.
 
Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда, содержание отдельных норм рассматриваемого Закона и соответствующих норм Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» в части условий предоставления льгот некоторым категориям граждан согласуется не в полной мере, что на практике может вызвать их неоднозначное понимание и применение. В Законе «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» в отношении инвалидов I и II группы содержатся ограничения в предоставлении ряда льгот для лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства. Подобных ограничений для инвалидов I и II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в проверяемом Законе не содержится.
 
Порядок принятия Закона соответствует Конституции, согласно которой проекты законов об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан рассматриваются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь (пункт 2 части первой статьи 97) и направляются для одобрения или отклонения в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь (пункт 1 части первой статьи 98). Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.
 
Конституционный Суд считает, что по содержанию, форме акта и порядку принятия  Закон не противоречит  Конституции.
 
 
С учетом изложенного, руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь
 
РЕШИЛ:
 
1. Признать Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
 
2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
 
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
 
 
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                   П.П.Миклашевич