Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 декабря 2008 г. № Р-307/2008
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения».

 

Заслушав судью-докладчика Сергееву О.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения», других нормативных правовых актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и  изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 12 декабря 2008 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2008 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Рассматриваемым на предмет конституционности Законом вносятся дополнения и изменения в законы Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», «Об основах государственного социального страхования», «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», «О погребении и похоронном деле», «О занятости населения Республики Беларусь», «О республиканском бюджете на 2009 год», а также в Трудовой кодекс Республики Беларусь.

 

Дополнения и изменения, касающиеся вопросов государственного социального страхования, в основном обусловлены введением с 1 января 2009 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Вносимые Законом дополнения и изменения предусматривают основания назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда лицам, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию, учета различных периодов работы с особыми условиями труда при назначении таких пенсий, а также порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет отдельных категорий работников, не имеющих права на досрочную профессиональную пенсию. В связи с формированием самостоятельного источника финансирования досрочной пенсии в рамках профессионального пенсионного страхования Законом внесены дополнения в ряд законов, которые предусматривают порядок компенсации расходов общей пенсионной системы за счет средств, сформированных в рамках профессионального пенсионного страхования, для финансирования льготной трудовой пенсии и порядок учета сведений об уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование. Изменениями, вносимыми Законом, предусмотрено снижение размера обязательных страховых взносов для работодателей и для лиц, самостоятельно уплачивающих такие взносы. Согласно Закону вносятся  дополнения, направленные на расширение круга лиц, имеющих право на повышение пенсии как необоснованно репрессированным в период репрессий 20–80-х годов, а также лиц, которым предоставлено право участвовать в системе государственного социального страхования.

 

Законом вносятся изменения и дополнения, которые уточняют правовое регулирование вопросов занятости населения в части возможности регистрации в качестве безработных и снятия с учета безработных граждан – получателей профессиональных пенсий; назначения стипендии и пособия по безработице гражданам, прекратившим предпринимательскую деятельность и зарегистрировавшимся безработными; оснований представления нанимателем в органы по труду, занятости и социальной защите сведений о предстоящих высвобождениях работников и в части досрочного пенсионного обеспечения граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников, а также безработных,  имеющих право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд  исходит из следующего.

 

Республика Беларусь в соответствии с частью первой статьи 1 Конституции провозглашена социальным государством.

 

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (статья 2 Конституции). Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21 Конституции). Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23 Конституции).

 

Предусмотренный Конституцией как высшая цель государства принцип обеспечения прав и свобод граждан развивается также в иных  статьях Конституции, регулирующих социальные права и их гарантии.

 

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (часть первая статьи 41 Конституции).

 

Согласно части второй статьи 41 Конституции государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

 

На основании статьи 47 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.

 

В соответствии со статьей 13 Конституции собственность может быть государственной и частной (часть первая); государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (часть вторая); государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая).

 

По мнению Конституционного Суда, проведенный анализ Закона свидетельствует о том, что дополнения и изменения, которые вносятся в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения, направлены на совершенствование и упорядочение пенсионного обеспечения по условиям труда и снижение страховой нагрузки на нанимателей в связи с введением профессионального пенсионного страхования, уточнение круга плательщиков обязательных страховых взносов, а также уточнение правового регулирования вопросов занятости населения и основываются на важнейших конституционных положениях, характерных для социального государства. Ряд изменений носит редакционный характер и связан с согласованием терминов и понятий, содержащихся в других нормативных правовых актах. В Законе нашли отражение положения нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь по вопросам выплаты социальных пенсий и уплаты обязательных страховых взносов.

 

Закрепление в части третьей статьи 43 Трудового кодекса (пункт 2 статьи 5 Закона) и в абзаце четвертом части первой статьи 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» (пункт 3 статьи 7 Закона) положений, согласно которым наниматель обязан уведомить органы государственной службы занятости о предстоящем увольнении работников только в случае предстоящего массового высвобождения работников, является выражением исполнения государством своих обязанностей принимать все доступные меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь (статья 59 Конституции), и создавать условия для полной занятости населения (статья 41 Конституции), в том числе путем упорядочения правового регулирования отношений по предупреждению массовой безработицы. К тому же вносимые в указанные нормативные правовые акты изменения не исключают выполнения органами государственной службы занятости широкого спектра обязанностей, возложенных на них законом, по содействию гражданам в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации, подготовке и повышению квалификации безработных, направленных на реализацию конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы при увольнении работников не в порядке массового высвобождения.

 

Установление в соответствии с пунктами 2 и 6 статьи 7 Закона правила о назначении гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия досрочно пенсии по возрасту не ранее чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста, а безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, – не ранее чем за один год до достижения общеустановленного пенсионного возраста, в то время как, согласно действующему Закону «О занятости населения Республики Беларусь» (часть вторая статьи 22 и часть девятая статьи 24 Закона «О занятости населения Республики Беларусь»), таким лицам вместо пособия по безработице может быть назначена досрочно пенсия по возрасту, в том числе на льготных условиях, представляет собой реализацию Парламентом конституционного права определять посредством закона основное содержание и принципы осуществления прав и обязанностей граждан. При этом соблюдены требования статей 41 и 47 Конституции  о гарантированности выплаты пособия по безработице в соответствии с законом и социального обеспечения в старости. Также следует отметить, что в пенсионном законодательстве подход, предполагающий суммирование различных льгот, не применяется.

 

Согласно Конституции Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении (пункт 2 части первой статьи 97, часть первая статьи 100), а Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98, часть первая статьи 100). На основании статей 97 и 98 Конституции Национальное собрание Республики Беларусь вправе также вносить дополнения и изменения в законы.

 

В соответствии с частью шестой статьи 100 Конституции закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись.

 

Таким образом, Парламент действовал в рамках компетенции, закрепленной в Конституции.

 

С учетом изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку его принятия Закон отвечает требованиям Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

 

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич