31 октября 2008 г. № Р-292/2008
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее − Конституция) и Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 9 октября
В соответствии со статьями 97, 98 Конституции Национальное собрание Республики Беларусь вправе вносить изменения и дополнения в законы, в том числе законы об установлении республиканских налогов и сборов.
Рассматриваемым на предмет конституционности Законом вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «О платежах за землю», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах», «О подоходном налоге с физических лиц», «О налогах на доходы и прибыль», «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)», «О налоге на недвижимость», «О дорожных фондах в Республике Беларусь», «О государственной пошлине», «О Таможенном тарифе». В соответствии с Законом вносятся изменения и дополнения также в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь и Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь.
Содержащиеся в Законе изменения и дополнения основываются на важнейших конституционных положениях и принципах, обеспечивающих соблюдение основ конституционного строя.
В Конституции закреплено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (статья 2); все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (статья 23).
Статьей 13 Конституции предусмотрено, что собственность может быть государственной и частной (часть первая); государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (часть вторая); государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая); государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая).
Согласно статье 56 Конституции граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Статьей 11 Конституции установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
В части второй статьи 132 Конституции предусмотрено, что на территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.
Наиболее важными и значимыми изменениями и дополнениями, основывающимися на вышеуказанных положениях Конституции, являются следующие нормы Закона.
В статью 5 Закона «О платежах за землю» внесено дополнение, согласно которому на юридических и физических лиц возлагается также обязанность по уплате земельного налога на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, превышающие по площади установленные нормы отвода, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (пункт 2 статьи 1 Закона). В связи с данным дополнением соответствующие изменения внесены и в другие статьи Закона «О платежах за землю», направленные на обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств на осуществление мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране.
В целях создания равных условий налогообложения земельных участков всех организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность, часть первая статьи 18 Закона «О платежах за землю» дополнена положением, согласно которому земельные участки общественных объединений инвалидов (их частных унитарных предприятий и учреждений), занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, земельным налогом не облагаются (пункт 10 статьи 1 Закона). На совершенствование взимания платежей за земельные участки направлено дополнение, касающееся уточнения порядка исчисления арендной платы (пункт 11 статьи 1 Закона).
Изменения и дополнения, которые вносятся в Закон «О налоге на добавленную стоимость», направлены на уточнение критериев признания индивидуальных предпринимателей плательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС), на совершенствование обложения НДС иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Ряд изменений и дополнений направлен на упорядочение и унификацию предоставления льгот, исчисления и уплаты НДС.
Из смысла изменений, которые вносятся в Закон «О подоходном налоге с физических лиц», в том числе связанных с переходом от прогрессивной годовой шкалы ставок подоходного налога на линейную (единую) ставку, следует, что законодатель руководствовался принципами справедливости и соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод личности, равного налогового бремени, всеобщности и равенства налогообложения.
В связи с переходом на линейную (единую) ставку вносятся изменения и дополнения в статью 13 Закона «О подоходном налоге с физических лиц», касающиеся стандартных налоговых вычетов (пункт 7 статьи 4 Закона). В целях стимулирования развития добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов статья 14 «Социальные налоговые вычеты» Закона «О подоходном налоге с физических лиц» наряду с редакционными уточнениями дополняется положением, согласно которому плательщикам подоходного налога предоставляется новый налоговый вычет в части расходов по социально значимым видам договоров страхования (пункт 8 статьи 4 Закона).
Введение единой ставки подоходного налога потребовало также внесения соответствующих изменений в нормы Закона «О подоходном налоге с физических лиц», регламентирующие объект обложения, налогооблагаемую базу, порядок предоставления льгот и налоговых вычетов, исчисления и уплаты налога, а также подачи налоговой декларации.
Законом вносятся дополнения и изменения в Закон «О налогах на доходы и прибыль». В объект обложения налогом на прибыль включены доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, что вызвало необходимость внесения соответствующих корректировок и в другие нормы Закона «О налогах на доходы и прибыль». На упрощение налоговой системы, совершенствование порядка исчисления и уплаты налога на прибыль направлено изменение, связанное с отменой для целей налогообложения нормирования расходов на аудит и расходов на подготовку кадров (пункт 2 статьи 5 Закона). В целях упорядочения и максимального сокращения налоговых преференций Законом отменяется ряд льгот по категориям плательщиков, а также льгот, предусматривающих пониженные размеры ставок по налогу на прибыль (пункт 4 статьи 5 Закона).
В Закон «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» вносится изменение, направленное на увеличение ставки платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона ставка по таким платежам увеличивается с 2800 до 3300 белорусских рублей за 1 тонну нефти. Необходимость данного повышения объясняется тем, что суммы таких платежей не индексировались на протяжении 2006–2008 годов.
На снижение налоговой нагрузки, создание дополнительных внутренних источников у организаций для расширения и модернизации производства, обновление активной части основных средств направлены изменения и дополнения, которые вносятся в Закон «О налоге на недвижимость». В качестве объекта обложения налогом на недвижимость у организаций сохранены только такие категории основных средств, как здания и сооружения, а также передаточные устройства (трубопроводы, газопроводы и др.). Одновременно из объекта обложения исключены технологические линии, производственное оборудование и другие объекты активной части производственных фондов (пункт 2 статьи 7 Закона).
В Закон «О дорожных фондах Республики Беларусь» вносится изменение, согласно которому ставка по налогу на приобретение автомобильных транспортных средств снижается с пяти до трех процентов, что также является уменьшением налоговой нагрузки на организации (пункт 3 статьи 8 Закона).
Дополнениями и изменениями, которые вносятся в Закон «О государственной пошлине», из объекта обложения исключена выдача дубликата извещения учетного номера плательщика, а также выдача разрешения на продление срока поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеэкономическим операциям. Одновременно к видам объектов обложения дополнительно отнесены выдача свидетельства о регистрации электронной интерактивной игры и выдача дубликата свидетельства о регистрации электронной интерактивной игры (пункт 1 статьи 9 Закона).
В Закон «О Таможенном тарифе» вносится дополнение, направленное на государственную поддержку производства и использования энергии из нетрадиционных и возобновляемых источников (статья 10 Закона).
Законом вносятся также изменения и дополнения в Общую часть Налогового кодекса. Ряд из них направлен на согласование положений Общей части Налогового кодекса с положениями Бюджетного кодекса Республики Беларусь. Отдельные изменения и дополнения связаны с совершенствованием норм Общей части Налогового кодекса. В частности, уточняются положения о порядке признания физических лиц налоговыми резидентами Республики Беларусь (пункт 7 статьи 12 Закона), о представителях плательщиков (пункт 9 статьи 12 Закона), а также о порядке обжалования плательщиками решений налоговых органов (пункты 26–28 статьи 12 Закона).
Проведенный предварительный анализ Закона свидетельствует о том, что изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения, направлены на упрощение налоговой системы Республики Беларусь, снижение налоговой нагрузки на плательщиков, совершенствование правового регулирования порядка взимания, исчисления и уплаты конкретных видов республиканских налогов. Ряд изменений носит редакционный характер и связан с уточнением терминов и понятий, содержащихся в других нормативных правовых актах. В Законе нашли отражение положения нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения, Бюджетного кодекса Республики Беларусь.
С учетом изложенного Конституционный Суд приходит к выводу, что Закон по форме, порядку принятия, а также по содержанию вносимых изменений и дополнений не противоречит Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики по вопросам налогообложения» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич