30 октября 2008 г. № Р-283/2008
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах», Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 октября
Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 7 декабря
Конституция определяет, что обеспечение прав и свобод граждан, гарантий их реализации является высшей ценностью и целью общества и государства (статьи 2, 21).
Согласно статье 13 Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
Проверяемый на конституционность Закон направлен на реализацию вышеназванных положений Конституции. В частности, конституционный принцип обеспечения приоритета общепризнанных принципов международного права (часть первая статьи 8 Конституции) отражен в части второй статьи 2 Закона, положения которой предусматривают, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.
Закрепленный в статье 7 Конституции принцип верховенства права устанавливает обязательность приведения нормативных правовых актов в единую систему путем их взаимного согласования. В связи с этим нормы Закона, регулирующие налогообложение в СЭЗ, создание свободных таможенных зон, трудовые и связанные с ними отношения в СЭЗ, государственные гарантии инвесторам в СЭЗ, приведены в соответствие с положениями налогового, таможенного, трудового законодательства, законодательства об инвестиционной деятельности.
Положения статьи 5 Закона, определяющие виды деятельности, запрещенные в СЭЗ, отвечают требованиям части первой статьи 23 Конституции, согласно которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Конституционный Суд считает, что данные ограничения обеспечивают дополнительную правовую защиту национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
В Закон «О свободных экономических зонах» включена новая глава 2 о государственном регулировании и контроле в СЭЗ, в которой отражены основные полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере создания, функционирования и ликвидации СЭЗ, а также перечень органов, уполномоченных на осуществление контроля за функционированием и эффективностью деятельности СЭЗ. Нормы указанной главы детализируют полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов, установленные соответственно пунктом 30 статьи 84, статьями 107, 120 Конституции.
Резидентам СЭЗ гарантировано конституционное право на судебную защиту, в том числе в случаях отказа в регистрации в качестве резидента, отказа в продлении договора об условиях деятельности в СЭЗ, лишения статуса резидента (статьи 19, 20, 22 Закона).
Порядок принятия Закона соответствует положениям статей 97–100 Конституции, определяющим компетенцию Парламента – Национального собрания Республики Беларусь.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон не противоречит Конституции по содержанию, форме и порядку принятия.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич