Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 июля 2008 г. № Р-261/2008
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе».

 

Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе»,  Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 24 июня 2008 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2008 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Закон предусматривает  внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. «О Таможенном тарифе» в редакции Закона Республики Беларусь от 5 декабря 1997 г.

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования порядка применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь.

 

В соответствии с частями четвертой и пятой статьи 13 Конституции государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

 

Пункт 6 статьи 1 Закона наряду с существующим перечнем добавлений и расходов, которые включаются или не включаются в таможенную стоимость при определении таможенной стоимости товара, закрепляет возможность и механизм учета скидок, предоставляемых продавцом покупателю, при определении таможенной стоимости товара.

 

Законом установлены принципы и механизм использования резервного метода определения таможенной стоимости. Изменениями, которые вносятся в статью 19 Закона «О Таможенном тарифе», закреплены принципы и общие положения таможенной оценки, установленные Всемирной торговой организацией.

 

Законом вносятся изменения и в статью 20 Закона «О Таможенном тарифе», в соответствии с которыми Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право устанавливать порядок контроля за правильностью определения таможенной стоимости товара, что согласуется с положениями статьи 107 Конституции.

 

Пунктом 13 статьи 1 Закона предоставляется возможность проведения корректировки таможенной стоимости товара после таможенного оформления в случае выявления недостоверных сведений не только таможенными органами, но и самим субъектом хозяйствования. Это позволит декларанту производить по собственной инициативе корректировку таможенной стоимости в случае изменения каких-либо условий и приводить сведения, заявленные таможенному органу, в соответствие с данными бухгалтерского учета.

 

Предлагаемый Законом механизм определения таможенной стоимости товаров направлен на четкое определение действий должностных лиц таможенных органов и сокращение времени на проведение операций таможенного контроля.

 

Вместе с тем Конституционный Суд отмечает, что содержание норм пунктов 2, 3, 4 статьи 1 Закона изложено некорректно в части указания на установление ставок таможенных пошлин Президентом Республики Беларусь и (или) законами. По мнению Конституционного Суда, речь в данной статье должна идти либо об актах (актах Президента Республики Беларусь и (или) законах), либо о нормотворческих органах (Президенте Республики Беларусь и (или) Парламенте Республики Беларусь).

 

Порядок принятия и форма Закона согласуются с положениями статей 97–100 Конституции.

 

На основании вышеизложенного Конституционный Суд считает, что Закон не противоречит Конституции по содержанию, форме и порядку принятия.

 

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

 

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                   П.П.Миклашевич