10 июля 2008 г. № Р-259/2008
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь» и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 июня
Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь в целях реализации предписаний статьи 49 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» о приведении актов законодательства в соответствие с названным Законом.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Конституция определяет, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2).
Статьи 97 и 98 Конституции регулирование отношений, содержащихся в Законе, относят к компетенции Национального собрания Республики Беларусь.
Согласно Конституции Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов (пункт 2 части первой статьи 97), а Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98).
Таким образом, принятие нормативного правового акта в форме закона соответствует Конституции.
Изменения, вносимые в кодексы Республики Беларусь – Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовно-исполнительный, Таможенный, а также законы Республики Беларусь «О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О внешней трудовой миграции», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О борьбе с терроризмом», «О чрезвычайном положении», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О государственной дактилоскопической регистрации», «О государственных наградах Республики Беларусь», «О борьбе с коррупцией», «О противодействии экстремизму», имеют технико-юридический характер и заключаются в изменении ряда терминов и словосочетаний. Так, слова «обязанностей милиции» и «работника милиции» заменяются соответственно словами «обязанностей органов внутренних дел» и «сотрудника органов внутренних дел», слово «милиция» – словами «территориальные органы внутренних дел», слова «работников милиции» – словами «сотрудников органов внутренних дел», слова «Пограничные войска» – словами «Органы пограничной службы», слово «Прокуратура» – словами «Генеральная прокуратура» и др.
Также уточняются диспозиции норм пункта 14 части 2 статьи 139, пункта 8 части 2 статьи 147, абзаца первого части 2 статьи 443 и абзаца первого части 1 статьи 455 Уголовного кодекса, излагаемых в новой редакции, в части указания на обстоятельства, отягчающие ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого телесного повреждения и другие преступления, совершенные по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, путем дополнения такими мотивами, как политическая или идеологическая вражда, а равно мотивы вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы.
В соответствии с дополнениями, которые согласно части второй статьи 1 Закона вносятся в Закон «О внешней трудовой миграции», сфера действия названного Закона не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся учредителями, руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь, а часть первая статьи 3 Закона в качестве органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере внешней трудовой миграции, определяет Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, подразделения по гражданству и миграции территориальных органов внутренних дел.
Дополнения, которые в соответствии с частью седьмой статьи 6 Закона вносятся в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в отношении органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и устанавливают запреты на подстрекательство (провокацию) граждан к совершению противоправных действий, фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности, направлены на обеспечение гарантий соблюдения прав и свобод граждан в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Принимая во внимание изложенное, Конституционный Суд считает, что Закон не противоречит Конституции по содержанию и порядку его принятия.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич