Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 июля 2008 г. № Р-255/2008
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей  жилищно-коммунальных услуг».

 

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», других законодательных актов Республики Беларусь, имеющих отношение к предмету рассмотрения, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 27 июня 2008 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2008 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Частью первой статьи 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации объявлены высшей ценностью и целью общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства (часть первая статьи 21 Конституции); гражданам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34 Конституции); государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (часть вторая статьи 34 Конституции). На конституционном уровне закреплен принцип надлежащей реализации прав и законных интересов гражданина, включая  право на охрану здоровья (статья 45 Конституции), право на жилище (статья 48 Конституции), судебную защиту прав и законных интересов со взысканием в судебном порядке как имущественного вреда, так и материального возмещения морального вреда (статья 60 Конституции).

 

Закон направлен на реализацию конституционных норм и принципов, определение правовых, организационных и экономических основ защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

 

Так, Законом устанавливаются направления государственного регулирования и управления в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (статья 3), классификация жилищно-коммунальных услуг на основные и дополнительные, а также подразделение услуг на виды в зависимости от особенностей их содержания и целевого назначения (статья 4), права потребителей жилищно-коммунальных услуг, порядок и условия реализации конкретных прав (в частности, права на удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах, права на безопасность таких услуг, права на информацию об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах, права на выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг и т.п.) (статьи 6–12). Положения главы 3 Закона (статьи 13–19) направлены на определение правовых основ оказания жилищно-коммунальных услуг, требований к договору на оказание жилищно-коммунальных услуг, прав и обязанностей сторон данного договора – потребителя и исполнителя, порядка и условий изменения и расторжения договора.

 

Особое внимание уделено в Законе регламентации вопросов, касающихся порядка разрешения споров в области жилищно-коммунальных услуг и ответственности за нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (статьи 20–22), государственной защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (статьи 23 и 24).

 

Проведенный анализ положений Закона свидетельствует о том, что их содержание не противоречит Конституции и в основном согласуется с подходами к защите прав потребителей услуг гражданско-правового характера, закрепленных в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК), Законе Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей», в том числе и в новой редакции указанного Закона, представленного Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Вместе с тем Конституционный Суд  отмечает, что редакции отдельных формулировок Закона недостаточно корректны, что может вызвать их неоднозначное понимание и применение  на практике (абзац пятый части второй статьи 4 – в части отнесения услуг по управлению жилым домом или группой жилых домов к собственно жилищно-коммунальным услугам, часть первая статьи 15 – в части согласованности с положениями статьи 1 Закона, определяющей, что потребителем может быть только физическое лицо, и неурегулированностью в связи с этим возможности заключения договора на оказание жилищно-коммунальных услуг потребителем, в качестве которого выступает наниматель жилого помещения, принадлежащего на праве собственности организации, не основанной на  государственной форме собственности).

 

Представляется также неоправданным возложение, согласно  статье 23 Закона, проведения государственной политики в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, выполнения иных функций в этой сфере, в том числе координации деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, на Министерство торговли Республики Беларусь, так как указанными направлениями деятельности в настоящее время занимается Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

 

Буквальное следование в решении данных вопросов подходам Закона о защите прав потребителей (в редакции 2002 г. и новой редакции) не совсем оправданно, поскольку рассматриваемый Закон определяет особенности защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию, форме и порядку принятия не противоречит Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

 

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич