10 июля 2008 г. № Р-254/2008
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О регистре населения».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О регистре населения», Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон «О регистре населения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 24 июня
Законом регулируются общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по внесению персональных данных физических лиц в регистр населения, их актуализации, исключению, хранению, восстановлению, предоставлению, использованию и защите.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В соответствии с частью первой статьи 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Конституционный Суд считает, что установленные Законом правила функционирования регистра населения (далее – регистр) учитывают конституционные принципы обеспечения прав и свобод граждан. В соответствии со статьей 3 Закона одной из целей регистра является защита прав и свобод физических лиц. Статьей 4 Закона установлено, что функционирование регистра основывается в том числе на принципах законности и соблюдения прав и свобод человека. Использование персональных данных физических лиц, содержащихся в регистре, позволит упростить процедуру совершения нотариальных действий, обеспечивающих реализацию гражданами их социальных и имущественных прав, усовершенствовать деятельность государственных органов на основе заявительного принципа одного окна, планировать и реализовывать государственные мероприятия по социальной защите, охране здоровья граждан.
В соответствии с частью второй статьи 59 Конституции государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Статьей 28 Конституции закреплено право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь. Пунктом 2 статьи 31 Закона установлено, что персональные данные, содержащиеся в регистре населения, являются конфиденциальными.
Конституционный Суд полагает, что предусмотренный в Законе механизм защиты персональных данных, содержащихся в регистре, в должной мере учитывает право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, вытекающее из статьи 28 Конституции. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона распорядитель регистра осуществляет деятельность, направленную на предотвращение несанкционированного вмешательства в процесс ведения регистра, в том числе попыток незаконного доступа к персональным данным, содержащимся в регистре, их блокирования, копирования, предоставления, распространения, искажения, уничтожения, а также иных неправомерных действий в отношении этих персональных данных.
Закон состоит из восьми глав и 37 статей. По форме он отвечает требованиям нормотворческой техники, предусмотренным в разделе II Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Порядок принятия Закона соответствует статьям 97–100 Конституции.
Субъекты законодательного процесса при принятии Закона действовали в рамках компетенции, закрепленной статьями 97–99 Конституции.
Таким образом, Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку его принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами при принятии акта Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О регистре населения» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич