10 июля 2008 г. № Р-251/2008
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 27 июня
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (часть первая статьи 1); человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь; территория Беларуси едина и неотчуждаема (части первая и вторая статьи 9 Конституции).
Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (часть первая статьи 25 Конституции).
Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (статья 30 Конституции).
Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (часть вторая статьи 79 Конституции).
Статьи 97 и 98 Конституции регулирование отношений, содержащихся в Законе, относят к компетенции Национального собрания Республики Беларусь.
Согласно Конституции Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов (пункт 2 части первой статьи 97), а Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98).
Таким образом, принятие нормативного правового акта в форме закона соответствует Конституции.
В Законе определяются организационные и правовые основы государственной пограничной политики, полномочия Президента Республики Беларусь, государственных органов в области государственной пограничной политики и регулируются отношения, связанные с обеспечением пограничной безопасности Республики Беларусь.
Положениями Закона устанавливаются принципы государственной пограничной политики: обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и международной безопасности; взаимного уважения суверенитета, равенства и территориальной целостности государств; нерушимости Государственной границы; мирного разрешения пограничных вопросов и инцидентов; уважения прав и свобод человека и гражданина; взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами.
Предусматривается, что в интересах обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, а также по обращению иностранных государств решением Совета Министров Республики Беларусь пересечение Государственной границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением об этом сопредельных государств (статья 24 Закона).
Законом устанавливается запрет на въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне физическим лицам (за исключением граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь и зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне): в отношении которых осуществляется уголовное преследование за совершение особо тяжкого, тяжкого преступления, умышленного менее тяжкого преступления, незаконное пересечение Государственной границы, нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь, а также осужденным за совершение указанных преступлений, до исполнения наказания или освобождения от наказания; привлеченным повторно в течение одного года к административной ответственности за нарушение режима Государственной границы или пограничного режима, – до окончания срока, по истечении которого физическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, и др. (статья 35 Закона).
Указанные положения согласуются с частью первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Принимая во внимание изложенное, Конституционный Суд считает, что Закон не противоречит Конституции по содержанию и порядку его принятия.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич