Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1 июля 2008 г. № Р-234/2008
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях».

 

Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) и Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях», Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 4 июня 2008 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 июня 2008 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Согласно статье 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

 

Проверяемый Закон направлен на совершенствование правового режима особо охраняемых природных территорий, в том числе территорий международного значения, устранение пробелов правового регулирования в области организации системы управления ими.

 

В целях реализации части второй статьи 46 Конституции Законом предусмотрены разработка и принятие на соответствующие периоды Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий, Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий, а также ведение государственного реестра особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь. Важной гарантией реализации положений статьи 46 Конституции является установление Законом общего запрета на осуществление на особо охраняемых природных территориях деятельности, которая может нанести вред расположенным на них природным комплексам и объектам, а также введение им разработки и утверждения планов управления такими территориями.

 

В соответствии с положениями Конституции и соответствующих законов статьи 61–9 проверяемого Закона конкретизируют полномочия Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования.

 

Статья 2 Закона, устанавливающая приоритет международных договоров в области регулирования правового режима особо охраняемых природных территорий, и глава 51 «Особо охраняемые природные территории международного значения и управления ими» соответствуют статье 8 Конституции, направлены на развитие международного экологического туризма.

 

Таким образом, приведенный анализ статей Закона позволяет сделать вывод о том, что их содержание не противоречит Конституции.

 

Согласно статьям 97 и 98 Конституции регулирование вопросов, содержащихся в Законе, относится к компетенции Национального собрания Республики Беларусь. Так, Палата представителей рассматривает проекты законов об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (пункт 2 части первой статьи 97), а Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98).

 

Анализ Конституционным Судом положений статей Закона, его формы и порядка принятия позволяет сделать вывод о соответствии их Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

 

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                П.П.Миклашевич