1 июля 2008 г. № Р-232/2008
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь по вопросам отпусков осужденных и исполнения наказания в виде конфискации имущества».
Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК), Трудового кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь по вопросам отпусков осужденных и исполнения наказания в виде конфискации имущества», Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь по вопросам отпусков осужденных и исполнения наказания в виде конфискации имущества» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 мая
Закон направлен на правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением отпусков осужденным и исполнением наказания в виде конфискации имущества.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Конституция определяет, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2). Статьей 43 Конституции предусмотрено, что трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха; принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда (часть пятая статьи 44).
Статьи 97 и 98 Конституции регулирование отношений, содержащихся в Законе, относят к компетенции Национального собрания Республики Беларусь.
Согласно Конституции Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов о принципах регулирования труда и занятости, об уголовной ответственности (пункт 2 статьи 97), а Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 статьи 98).
Таким образом, форма принятия нормативного правового акта в виде закона соответствует Конституции.
В связи с изменением в трудовом законодательстве Республики Беларусь правового регулирования в части установления трудовых отпусков (в настоящее время их продолжительность измеряется не в рабочих, а в календарных днях) Законом внесены изменения в часть 3 статьи 24, часть 7 статьи 38 и часть 4 статьи 99 УИК (пункты 1, 2, 3 статьи 1 Закона). Указанные статьи приведены в соответствие со статьей 190 «Кратковременный отпуск без сохранения заработной платы по семейно-бытовым причинам, для работы над диссертацией, написания учебников и по другим уважительным причинам, предоставляемый по договоренности между работником и нанимателем» и главой 15 «Совмещение работы с обучением», а также статьей 151 «Исчисление продолжительности отпусков» Трудового кодекса.
Изменениям и дополнениям подверглись также статья 166, части 1 и 2 статьи 167, статья 168, части 1 и 3 статьи 169 и статья 170 УИК (пункты 4–8 статьи 1 Закона).
Данные изменения и дополнение направлены на обеспечение правового регулирования отношений, связанных с исполнением наказания в виде конфискации имущества.
Принимая во внимание изложенное, Конституционный Суд считает, что Закон не противоречит Конституции по содержанию и порядку его принятия.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь по вопросам отпусков осужденных и исполнения наказания в виде конфискации имущества» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич