1 июля 2008 г. № Р-230/2008
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Конституционного Суда Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь по вопросам совершенствования приказного и исполнительного производства».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) и Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь по вопросам совершенствования приказного и исполнительного производства», Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь по вопросам совершенствования приказного и исполнительного производства» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 мая
Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января
Конституция Республики Беларусь определяет, что обеспечение прав и свобод граждан, гарантий их реализации является высшей ценностью и целью общества и государства (статьи 2, 21). Статья 22 Конституции предусматривает, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Согласно статье 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
В соответствии со статьей 112 Конституции суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.
Проверяемый Закон направлен на совершенствование судебной защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Статья 62 Конституции предусматривает, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Законом предусмотрено дальнейшее развитие в гражданском судопроизводстве конституционного права пользования юридической помощью представителей. Так, пункт 3 статьи 1 Закона предоставляет право подписывать заявление о возбуждении приказного производства не только взыскателю, но и его представителю, имеющему соответствующие полномочия.
В целях более эффективного использования института приказного производства Законом расширен перечень оснований для возбуждения приказного производства. В частности, в этот перечень включено взыскание задолженности за поставленный газ и теплоэнергию (пункт 2 статьи 1).
На обеспечение конституционного принципа обязательности судебного постановления (часть вторая статьи 115 Конституции) направлены нормы Закона, регламентирующие исполнительное производство в части совершенствования процедуры наложения ареста на имущество, в том числе на денежные средства в пределах суммы, необходимой для исполнения исполнительного документа и возмещения расходов по исполнению, принадлежащие должнику и находящиеся у него или у иных лиц (пункты 1, 7 и 8 статьи 1); конкретизации оснований признания торгов недействительными (пункт 12 статьи 1).
Закон также содержит нормы уточняющего характера, направленные на устранение пробелов в нормах Кодекса.
Согласно статьям 97 и 98 Конституции рассмотрение вопросов, содержащихся в Законе, относится к компетенции Национального собрания Республики Беларусь. Проекты законов о судопроизводстве рассматривает Палата представителей (пункт 2 части первой статьи 97), а Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98).
Таким образом, форма принятия нормативного правового акта в виде закона соответствует Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон не противоречит Конституции по содержанию, форме и порядку принятия.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь по вопросам совершенствования приказного и исполнительного производства» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич