1 июля 2008 г. № Р-229/2008
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 июня
Закон предусматривает внесение дополнений и изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря
Согласно Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (часть вторая статьи 13). Статья 60 Конституции гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (статья 112). Согласно статье 115 Конституции правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.
Проверяемый Закон направлен на реализацию вышеназванных положений Конституции в целях совершенствования судебной защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан.
В целях дальнейшего развития конституционного принципа равного права и доступности судебной защиты Законом расширяются права третьих лиц, которым предоставлено право вступать в дело на стадии его пересмотра в апелляционном порядке, а также расширяется круг лиц, которые могут заявить о замене стороны по делу ее правопреемником. Закон предоставляет такое право не только правопреемнику, но и одной из сторон по делу.
Процессуальная экономия рассмотрения дел получила закрепление в пункте 24 статьи 1 Закона, согласно которому шестимесячный срок для подготовки дела к судебному разбирательству, если одна из сторон является субъектом хозяйствования государства – участника Содружества Независимых Государств, заменен на месячный.
Конституционное право на обжалование судебных постановлений нашло закрепление в нормах Закона, расширяющих круг лиц, которые имеют право на подачу жалоб.
Так, апелляционную и кассационную жалобы вправе подать не только лица, участвующие в деле, но и лица, не привлеченные к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу.
На обеспечение конституционного принципа обязательности судебного постановления (часть вторая статьи 115 Конституции) направлены нормы Закона, регламентирующие исполнительное производство в части: конкретизации исполнительных документов, подлежащих исполнению судебными исполнителями; оснований возврата судьей жалобы (протеста) на постановления или действия (бездействие) судебного исполнителя; порядка проведения торгов и исполнения исполнительных документов.
Закон также содержит нормы уточняющего характера, направленные на устранение недостатков и пробелов в содержании норм Кодекса.
Согласно статьям 97 и 98 Конституции рассмотрение вопросов, содержащихся в Законе, относится к компетенции Национального собрания Республики Беларусь. Проекты законов о судопроизводстве рассматривает Палата представителей (пункт 2 части первой статьи 97), а Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98).
Таким образом, форма принятия нормативного правового акта в виде закона соответствует Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон не противоречит Конституции по содержанию, форме и порядку принятия.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич