Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
8 июля 2016 г. № Р-1053/2016
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 июня 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Частью первой статьи 1 Конституции установлено, что Республика Беларусь – социальное государство.

 

В соответствии со статьей 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (часть первая); государство создает условия для полной занятости населения; в случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом (часть вторая). Согласно Конституции лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (часть первая статьи 42); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47).

 

Конституционный Суд полагает, что государственные гарантии обеспечения указанных прав граждан выступают важнейшим признаком социального государства.

 

В соответствии с Конституцией каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21). По мнению Конституционного Суда, социальный характер государства предопределяет достижение достойного уровня жизни членов общества, который необходимо рассматривать в качестве не только конституционного права, но и важнейшей конституционной цели.

 

Проверяемый Закон направлен на совершенствование с позиций социального государства правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией государственной политики в области содействия занятости населения, а также с обеспечением государством конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы.

 

2. Законом (пункт 3 статьи 1) статья 3 «Порядок и условия регистрации граждан безработными» Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости населения) излагается в новой редакции. При этом законодателем закрепляется перечень оснований, в соответствии с которыми граждане повторно могут быть зарегистрированы безработными только по истечении 12-месячного периода со дня предыдущей регистрации или последнего снятия их с учета в органах по труду, занятости и социальной защите. С учетом изменений, вносимых Законом (пункт 20 статьи 1) в статью 25 Закона о занятости населения, к таким основаниям относятся: неявка более двух месяцев с даты последней явки в органы по труду, занятости и социальной защите без уважительных причин; попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем; отказ безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или освоения содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите; досрочное отчисление из учреждения образования, иной организации, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; принятие судом решения о взыскании в пользу органов по труду, занятости и социальной защите сумм выплаченных пособий, стипендий, материальной помощи, компенсационных выплат, субсидий, денежных выплат, а также средств, затраченных на организацию и осуществление процесса обучения.

 

Устанавливаемое законодательное регулирование, по мнению Конституционного Суда, не свидетельствует об ограничении прав граждан в связи с их регистрацией безработными, в том числе права на получение соответствующей государственной помощи. В данном случае законодатель действует в рамках предоставленных ему полномочий, поскольку, исходя из смысла приведенных выше конституционных положений, гражданам Республики Беларусь гарантируются пособие по безработице и иные социальные выплаты по основаниям и в порядке, предусмотренных законом. Кроме того, приостановление повторной регистрации на 12 месяцев обусловлено либо невыполнением безработными установленных Законом о занятости населения обязанностей, либо нарушением требований постановки на учет, либо прекращением по собственной инициативе отношений с органами по труду, занятости и социальной защите. Приостановление для соответствующего круга лиц возможности реализовывать права, предоставляемые безработным, по причинам, зависящим от воли данных лиц, согласуется с частью второй статьи 41 Конституции, гарантирующей закрепляемые в ней права в том случае, если незанятость лица имеет место по не зависящим от него причинам.

 

Закрепляемый Законом подход, имеющий предупредительный и воспитательный характер, не искажает сути социального государства, призван предотвращать нарушение требований законодательства в рассматриваемой области, дисциплинировать граждан, стимулировать их к активному участию в поисках работы, оптимизировать деятельность органов по труду, занятости и социальной защите, связанную с выполнением конституционно значимых задач, возложенных на государство, в частности с содействием в трудоустройстве действительно нуждающимся в этом гражданам, материальной поддержкой их в период отсутствия работы, и в комплексе с иными мерами направлен на защиту прав и законных интересов других безработных.

 

3. Закон о занятости населения дополняется статьей 91 «Обязанности граждан в области занятости населения» (пункт 8 статьи 1 Закона). Данной статьей устанавливается, что безработные обязаны: самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о результатах орган по труду, занятости и социальной защите по его требованию; являться в орган по труду, занятости и социальной защите по его приглашению для получения направления на работу (обучение), а при отсутствии приглашения – не реже одного раза в месяц в установленный день; явиться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи органом по труду, занятости и социальной защите направления на работу; возвратить в орган по труду, занятости и социальной защите в случае отказа нанимателя в трудоустройстве выданное направление на работу с указанием причины отказа; информировать в течение двух рабочих дней орган по труду, занятости и социальной защите о наступлении обстоятельств, влекущих снятие с учета безработных, прекращение, приостановку выплаты пособия по безработице или снижение его размера.

 

Указанной статьей Закона о занятости населения предусматривается также ряд обязанностей для граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или для освоения содержания образовательной программы обучающих курсов: добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ; постоянно участвовать в регулярных учебных занятиях (занятиях); выполнять требования учредительных документов учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

 

Конституционный Суд полагает, что устанавливаемые Законом обязанности граждан в области занятости населения не являются чрезмерно обременительными, не препятствуют реализации прав и законных интересов безработных, социально оправданны, правомерны и функционально необходимы для более полной реализации государственных гарантий по социальной защите граждан в случае безработицы, в том числе гарантии обучения новым специальностям и повышения квалификации с учетом общественных потребностей (часть вторая статьи 41 Конституции).

 

4. Пунктом 13 статьи 1 Закона в новой редакции излагается статья 15 «Деятельность агентств по трудоустройству» Закона о занятости населения, в которой, в частности, определяется, что трудоустройство граждан на территории Республики Беларусь может осуществляться при содействии агентств по трудоустройству; агентство по трудоустройству – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, оказывающие гражданам услуги по содействию в трудоустройстве и включенные в Реестр агентств по трудоустройству; оказание услуг по содействию в трудоустройстве юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не включенными в Реестр агентств по трудоустройству, запрещается.

 

Конституционный Суд отмечает, что предусматриваемая Законом возможность осуществления трудоустройства граждан через содействие агентств по трудоустройству согласуется с положением Конституции о предоставлении всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом (часть вторая статьи 13). Данное законодательное регулирование расширяет не только сферу деятельности субъектов хозяйствования для удовлетворения их интересов в рамках указанной конституционной нормы, но и возможности незанятого населения в поиске работы.

 

Закрепляемое Законом требование о включении соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Реестр агентств по трудоустройству является юридически оправданным, поскольку на эти агентства в определенной мере возлагается обязанность по реализации государственной функции обеспечения занятости населения. Кроме того, данное требование учитывает конституционный характер мер по поддержке государством граждан в случае их незанятости (часть вторая статьи 41 Конституции), а также важность для человека трудовой деятельности, которая обеспечивает возможность реализации конституционного права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье (часть вторая статьи 21 Конституции). Приведенное предписание Закона направлено также на соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными как агентства по трудоустройству, требований Закона о занятости населения, предотвращение нарушения прав безработных при обращении в указанные агентства. Такой законодательный подход согласуется с положениями Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества и имеет целью реализацию конституционных положений о гарантировании гражданам права на труд, о создании государством условий для полной занятости населения (часть пятая статьи 13, части первая и вторая статьи 41).

 

5. Законодателем предусматриваются отдельные меры, применяемые к безработным в связи с невыполнением ими определенных требований Закона о занятости населения. Так, неявка безработного без уважительных причин на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства в течение установленного срока влечет приостановление выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев (абзац пятнадцатый пункта 20 статьи 1 Закона).

 

В соответствии с Конституцией государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (часть первая статьи 41).

 

Таким образом, Конституцией устанавливается принцип взаимной ответственности государства и граждан за неукоснительное соблюдение обязанностей, возложенных на них Конституцией и принятыми во исполнение конституционных положений законодательными актами. При этом государство и его органы обязаны проявлять должное уважение к правам граждан и обеспечивать их всемерную защиту, а граждане – оказывать всяческое содействие государству в реализации последним своих функций.

 

Анализируя положение части первой статьи 41 Конституции о гарантированности права на труд, Конституционный Суд отмечает, что данное право, означающее право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием и профессиональной подготовкой, реализуется с учетом общественных потребностей, в качестве которых выступают объективно обусловленные совокупные нужды всех членов общества или социальной группы в товарах и услугах, обеспечивающих достойный уровень жизни граждан. Удовлетворение общественных потребностей, по мнению Конституционного Суда, обусловливается в том числе определением государством приоритетных видов трудовой деятельности, которые на соответствующем этапе социального развития являются основными и необходимыми для полноценной реализации социально-экономических прав всех граждан.

 

Конституционный Суд полагает, что при установлении мер, направленных на снижение уровня безработицы, уполномоченные государственные органы с учетом экономических и социальных факторов определяют те виды трудовой деятельности, которые нуждаются в первоочередном обеспечении трудовыми ресурсами. В целях сокращения безработицы законодатель вправе закреплять определенные требования к безработным, соблюдение которых направлено на предоставление безработному рабочего места. Безработные граждане должны содействовать государству в своем трудоустройстве, соблюдая при этом положения Закона о занятости населения. Таким образом, по мнению Конституционного Суда, законодательное регулирование, предусматриваемое абзацем пятнадцатым пункта 20 статьи 1 Закона, согласуется с положениями части второй статьи 2 и части первой статьи 41 Конституции.

 

Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что Закон по своему содержанию направлен на совершенствование правового механизма реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения, а также конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту в случае безработицы.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                  П.П.Миклашевич