6 июля 2016 г. № Р-1045/2016
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 год».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 год», Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2015 год» (далее – Закон о бюджете фонда социальной защиты) и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 24 июня 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом утверждается отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 год по доходам в сумме 104 785 087 820,7 тыс. рублей и по расходам в сумме 108 192 661 023,7 тыс. рублей с превышением расходов над доходами в сумме 3 407 573 203,0 тыс. рублей.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Согласно Конституции финансово-кредитная система Республики Беларусь включает в том числе финансовые средства внебюджетных фондов (часть первая статьи 132); в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (часть четвертая статьи 133); порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом (статья 134).
Создание государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, определение источников его образования, порядок формирования и использования средств данного фонда основываются на указанных нормах Конституции, положениях Бюджетного кодекса Республики Беларусь и других законодательных актов Республики Беларусь. Пунктом 2 статьи 23 Бюджетного кодекса предусмотрено, что составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и данным Кодексом; утверждение ежегодно отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляется законодательными актами того же вида, что и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов (часть первая).
Законом о бюджете фонда социальной защиты бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на 2015 год был утвержден по расходам в сумме 114 210 346 300 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 115 775 913 100 тыс. рублей с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 1 565 566 800 тыс. рублей.
В процессе исполнения бюджета фонда его показатели были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 541 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2015 год». Уточнение показателей бюджета фонда основывается на положениях пункта 30 статьи 84 Конституции, пункта 1 статьи 232 Бюджетного кодекса, а также пункта 1 статьи 7 Закона о бюджете фонда социальной защиты, определяющих полномочия Главы государства в этой сфере. Так, в силу пункта 1 статьи 7 Закона о бюджете фонда социальной защиты нормативные правовые акты, влекущие увеличение или уменьшение объема доходов и (или) расходов, предусмотренных в бюджете фонда на 2015 год, издаются (принимаются) Президентом Республики Беларусь либо с его согласия.
2. Из отчета об исполнении бюджета фонда за 2015 год следует, что его доходная часть исполнена в основном за счет взносов на государственное социальное страхование, размер которых составил 97 152 356 833,5 тыс. рублей, в том числе обязательных страховых взносов – 96 171 008 267,6 тыс. рублей, взносов на профессиональное пенсионное страхование – 981 348 565,9 тыс. рублей.
Конституционный Суд отмечает, что в структуре взносов на государственное социальное страхование основную долю составляют обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, а также физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы. Такое исполнение доходной части бюджета фонда согласуется со статьей 56 Конституции, предусматривающей, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.
3. За счет средств бюджета фонда в 2015 году осуществлялись расходы на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, пособий по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, на погребение, оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам, а также финансировались мероприятия по обеспечению занятости населения, выплаты на санаторно-курортное лечение и оздоровление и др.
Из отчета об исполнении бюджета фонда за 2015 год следует, что основная часть расходов (83 594 782 743,0 тыс. рублей из 108 192 661 023,7 тыс. рублей) приходится на выплату трудовых пенсий, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат и др., что согласуется с конституционной нормой о Республике Беларусь как социальном государстве, поскольку направлено на реализацию важнейшего конституционного права граждан – права на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47 Конституции).
Кроме того, расходная часть бюджета фонда за 2015 год исполнена в целях обеспечения закрепленных в Конституции положений о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства (часть первая статьи 32), создании условий для полной занятости населения (часть вторая статьи 41) и охране здоровья граждан (часть первая статьи 45).
Конституционный Суд обращает внимание на исполнение бюджета фонда в 2015 году с превышением расходов над доходами (дефицитом) в сумме 3 407 573 203,0 тыс. рублей.
Как усматривается из материалов дела, в качестве источника покрытия дефицита бюджета фонда привлечены остатки его средств на начало 2015 года, включая отзыв банковских депозитов в сумме 3 100,0 млрд. рублей.
Из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона следует вывод, что социальная защита граждан относится к приоритетным направлениям государственной политики и основывается на нормах Конституции, согласно которым Республика Беларусь провозглашена социальным правовым государством (часть первая статьи 1); человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (статья 2); каждый имеет право на достойный уровень жизни (часть вторая статьи 21).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич