6 июля 2016 г. № Р-1043/2016
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2015 год».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2015 год», Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь на 2015 год» (далее – Закон о бюджете фонда Департамента исполнения наказаний) и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2015 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 24 июня
Законом утверждается отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2015 год по доходам в сумме 8 763 729,4 тыс. рублей и по расходам в сумме 12 719 044,2 тыс. рублей с превышением расходов над доходами в сумме 3 955 314,8 тыс. рублей.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Конституцией установлено, что финансово-кредитная система Республики Беларусь включает в том числе финансовые средства внебюджетных фондов (часть первая статьи 132); в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (часть четвертая статьи 133); порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом (статья 134).
Согласно пункту 2 статьи 23 Бюджетного кодекса Республики Беларусь составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и данным Кодексом; утверждение ежегодно отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляется законодательными актами того же вида, что и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов (часть первая).
Статьей 1 Закона о бюджете фонда Департамента исполнения наказаний бюджет государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на 2015 год был утвержден по расходам в сумме 15 000 000 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 15 000 000 тыс. рублей (часть первая); предельный размер дефицита бюджета фонда на 2015 год установлен в сумме 0 (ноль) рублей (часть вторая).
В процессе исполнения бюджета фонда его показатели были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря
Из отчета об исполнении бюджета фонда следует, что его доходная часть в 2015 году формировалась за счет неналоговых доходов в виде доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в сумме 8 763 729,4 тыс. рублей.
Такое формирование доходной части бюджета фонда согласуется с пунктом 1 статьи 22 Бюджетного кодекса, предусматривающим, что доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться в том числе за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, которые учитываются в доходах бюджетов в соответствии со статьей 24 данного Кодекса. При этом статьей 24 Бюджетного кодекса определено, что к неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (подпункт 4.1 пункта 4).
Согласно отчету об исполнении бюджета фонда за счет средств бюджета фонда в 2015 году финансировались расходы республиканских унитарных производственных предприятий, исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, на пополнение оборотных средств в сумме 7 003 700,0 тыс. рублей, осуществление закупок технологического оборудования и транспортных средств в сумме 5 209 843,6 тыс. рублей; организацию и проведение семинаров, совещаний, ярмарок, выставок, приобретение нормативной и методической литературы, подписку периодических изданий, возмещение затрат на изготовление рекламных буклетов и каталогов, а также на размещение рекламной информации о продукции, выпускаемой указанными организациями, в сумме 505 500,6 тыс. рублей.
Конституционный Суд отмечает, что исполнение расходной части бюджета фонда основывается на положении Бюджетного кодекса, в силу которого средства государственных внебюджетных фондов используются на цели, определенные законодательными актами об этих фондах (пункт 3 статьи 22). Направления использования средств государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел определены пунктом 5 Положения о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня
Конституционный Суд обращает внимание на исполнение бюджета фонда в 2015 году с превышением расходов над доходами (дефицитом) в сумме 3 955 314,8 тыс. рублей.
Как усматривается из материалов дела, финансирование дефицита бюджета фонда в 2015 году осуществлялось за счет остатка средств фонда на счетах организаций, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, не использованных в 2014 году. В соответствии с пунктом 7 Положения не использованные в текущем году средства фонда не подлежат изъятию, переходят на следующий финансовый год и расходуются на цели, предусмотренные Положением.
Из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона следует, что его положения направлены на развитие производственной базы организаций уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения полной и эффективной трудовой занятости осужденных и лиц, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, что согласуется с конституционными принципами и нормами, в том числе с положениями Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); о создании государством условий для полной занятости населения (часть вторая статьи 41); об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2015 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич