Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
21 июня 2016 г. № Р-1039/2016
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом».

 

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 25 мая 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 14 июня 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся дополнения и изменения в законы Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом»  (далее – Закон о борьбе с терроризмом) и «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» (далее – Закон о Вооруженных Силах).

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правовых основ предупреждения, выявления, пресечения и минимизации последствий террористической деятельности, защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате проявлений терроризма, а также обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Конституцией установлено, что Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

 

Статьей 8 Конституции провозглашено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

 

Республика Беларусь присоединилась к таким наиболее важным международно-правовым актам в сфере предотвращения терроризма, как Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 года, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года, Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года и др.

 

В Резолюции № 1822 (2008) Совета Безопасности ООН «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами», принятой 30 июня 2008 года, указывается, что терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности и что любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации, когда бы и кем бы они ни совершались.

 

При этом в Резолюции 61/171 Генеральной Ассамблеи ООН «Защита прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом», принятой 19 декабря 2006 года, безоговорочно осуждающей все акты, методы и практику терроризма во всех его формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались, независимо от их мотивации, в качестве преступных и не подлежащих оправданию, обращается внимание на абсолютную необходимость того, чтобы в условиях борьбы с терроризмом все государства прилагали усилия по обеспечению уважения и защиты достоинства людей и их основных свобод, а также демократической практики и законности.

 

С учетом приведенных конституционных и международно-правовых принципов и норм Конституционный Суд оценивает конституционность Закона.

 

2. Положениями Закона вносятся дополнения и изменения в Закон о борьбе с терроризмом.  

 

2.1. Законом расширяется компетенция отдельных государственных органов, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом.

 

Так, пунктом 3 статьи 2 Закона органы государственной безопасности Республики Беларусь наделяются полномочиями по предупреждению, выявлению и пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований, а органы внутренних дел Республики Беларусь – по предупреждению, выявлению и пресечению деятельности террористических организаций.

 

Одновременно уточняется компетенция Министерства обороны Республики Беларусь, которое обеспечивает охрану и оборону вооружения, военной техники и военных объектов Вооруженных Сил Республики Беларусь, участвует в обеспечении безопасности воздушного пространства Республики Беларусь, осуществляет иные функции в соответствии с Законом о борьбе с терроризмом, другими законодательными актами Республики Беларусь (абзац пятый пункта 3 статьи 2 Закона).

 

2.2. Законодатель вносит уточнение и в определение понятия контртеррористической операции, предусматривая возможность ее проведения не только для пресечения акта терроризма, деятельности незаконного вооруженного формирования, но и для пресечения деятельности террористической организации (абзац пятый пункта 2 статьи 2 Закона).

 

В целях согласования с указанным определением в нормы статей 10, 13, 14 и 16 Закона о борьбе с терроризмом вносятся аналогичные дополнения, устанавливающие, что контртеррористическая операция может проводиться для пресечения деятельности террористической организации (пункты 6–8 статьи 2 Закона).

 

2.3. Законом закрепляется новый термин «государственное реагирование», под которым понимается реализация государственными органами и иными государственными организациями в пределах их компетенции мер по предупреждению, выявлению и пресечению актов терроризма, деятельности террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и минимизации их последствий (абзац третий пункта 2 статьи 2).

 

Наряду с этим Закон о борьбе с терроризмом дополняется положениями, согласно которым субъекты борьбы с терроризмом, а также государственные органы и иные организации, не являющиеся субъектами борьбы с терроризмом, участвуют в государственном реагировании в соответствии с законодательством Республики Беларусь (пункты 4 и 5 статьи 2 Закона). 

 

Указанные корректировки законодательства осуществляются с целью повышения эффективности мер противодействия терроризму, который в соответствии с дополнением, вносимым пунктом 2 статьи 2 Закона, определяется как социально-политическое криминальное явление, представляющее собой идеологию и практику применения насилия или угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, провокации международных осложнений или войны, устрашения населения, дестабилизации общественного порядка (абзац девятый статьи 3 Закона о борьбе с терроризмом), а также направлены на согласование Закона о борьбе с терроризмом с актами Президента Республики Беларусь, регулирующими вопросы реагирования на акты терроризма, деятельность террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и массовые беспорядки.

 

Конституционный Суд отмечает, что терроризм относится к числу наиболее социально опасных и разрушительных явлений современности, которые приобретают все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Терроризм подрывает стабильность общества и государства, влечет массовые человеческие жертвы, провоцирует международные вооруженные конфликты, наносит непоправимый ущерб устойчивому развитию человеческой цивилизации и глобальному миропорядку.

 

По мнению Конституционного Суда, устанавливаемое правовое регулирование направлено на усиление полномочий субъектов борьбы с терроризмом, создание условий для более активного и результативного участия государственных органов и иных организаций в государственном реагировании на проявления терроризма и иных антисоциальных, вредоносных для общества явлений, а также расширение сферы применения контртеррористической операции. Такой законодательный подход основывается на конституционных положениях о том, что Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

 

2.4. В статью 13 Закона о борьбе с терроризмом, регулирующую правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции, вносится дополнение, согласно которому лица, проводящие указанную операцию, имеют право, в частности, входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилище или иные законные владения граждан, в помещения и (или) иные объекты государственных органов и иных организаций и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении акта терроризма, создании террористической организации, незаконного вооруженного формирования, руководстве ими либо участии в их деятельности с последующим сообщением об этом прокурору в течение 24 часов (пункт 7 статьи 2 Закона).

 

Конституционный Суд отмечает, что проведение указанных мероприятий сопряжено с вмешательством в личную жизнь граждан и в определенной мере ограничивает предусмотренные Конституцией права на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (статья 28) и на неприкосновенность жилища и иных законных владений (статья 29).

 

Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда, такое ограничение является объективно обусловленным и вынужденным средством, необходимым для достижения социально оправданной цели борьбы с терроризмом, поскольку в соответствии с предписаниями части первой статьи 23 Конституции оно допустимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

 

Анализ устанавливаемых в статье 13 Закона о борьбе с терроризмом ограничений прав и свобод личности позволяет также сделать вывод о том, что они не являются чрезмерными, согласуются с положениями международно-правовых актов, в том числе пунктом 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которым при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

 

При этом Конституционный Суд обращает внимание правоприменителя на необходимость неукоснительного соблюдения требований разумной соразмерности допустимых и оправданных ограничений прав и свобод личности целям защиты конституционных основ безопасности общества и государства путем достижения  баланса защищаемых ценностей.

 

2.5. Статья 18 Закона о борьбе с терроризмом, предусматривающая социальную реабилитацию лиц, пострадавших в результате акта терроризма, излагается в новой редакции (пункт 9 статьи 2 Закона).

 

Согласно вносимым изменениям социальная реабилитация, то есть производимая за счет средств республиканского бюджета правовая помощь, психологическая, медицинская, профессиональная реабилитация, трудоустройство и обеспечение жилыми помещениями, осуществляется в отношении не только жертв акта терроризма, но и лиц, пострадавших в результате деятельности террористических организаций, незаконных вооруженных формирований либо в ходе их пресечения.

 

Конституционный Суд отмечает, что социальная реабилитация, имеющая целями социальную адаптацию и интеграцию в общество указанных пострадавших лиц, представляет собой проявление принципа гуманизма, вытекающего из конституционных положений о том, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства.

 

3. Статьей 1 Закона предусматривается дополнение Закона о Вооруженных Силах статьей 111, в соответствии с которой Вооруженные Силы могут привлекаться к усилению охраны критически важных объектов в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Данная законодательная регламентация обусловлена необходимостью укрепления защиты таких объектов от угроз террористических посягательств, а также согласования с актами Президента Республики Беларусь, регулирующими вопросы борьбы с терроризмом.

 

Оценивая конституционность приведенного положения Закона, Конституционный Суд отмечает, что согласно статье 11 Закона о Вооруженных Силах привлечение Вооруженных Сил для выполнения задач, не связанных с обеспечением военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности, не допускается, за исключением случаев необходимости защиты населения и оказания ему помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

 

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17 августа 2015 г. № 356 «О комиссии по противодействию экстремизму и борьбе с терроризмом» под критически важными объектами понимаются объекты социальной, производственной, инженерно-транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры, нарушение функционирования которых в результате акта терроризма или массовых беспорядков может способствовать дестабилизации общественного порядка и достижению иных целей терроризма и (или) повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 

Указанные объекты имеют первостепенное значение для устойчивого функционирования народно-хозяйственного комплекса страны, учитывая опасность многочисленных жертв среди обслуживающего персонала этих объектов и высокую вероятность их разрушения в результате террористических атак. Принимая во внимание особую значимость данных объектов, Конституционный Суд считает, что устанавливаемое законодателем правовое регулирование охраны критически важных объектов, предусматривающее привлечение Вооруженных Сил Республики Беларусь, согласуется с нормами Закона о Вооруженных Силах и отвечает закрепленным в Конституции положениям об обеспечении государством режима законности и правопорядка (часть третья статьи 1), защиты жизни человека от любых противоправных посягательств (часть вторая статьи 24), а также о полномочиях Президента Республики Беларусь принимать меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивать политическую и экономическую стабильность (часть вторая статьи 79).

 

Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что Закон имеет целью создание надлежащей правовой основы для базирующихся на принципах и нормах Конституции адекватных мер реагирования на современные угрозы терроризма и иной общественно опасной деятельности, в интересах защиты прав, свобод и законных интересов личности, конституционного строя, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения безопасности общества и государства.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                             П.П.Миклашевич