3 мая 2016 г. № Р-1033/2016
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам организации и проведения государственной научной и государственной научно-технической экспертиз».
Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам организации и проведения государственной научной и государственной научно-технической экспертиз» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам организации и проведения государственной научной и государственной научно-технической экспертиз» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 4 апреля
Законом вносятся изменения в законы Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», «О научной деятельности», «О Национальной академии наук Беларуси», «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», направленные на создание в Республике Беларусь единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Частью второй статьи 51 Конституции гарантируется свобода научного и технического творчества. Данная конституционная гарантия обеспечивается рядом предусмотренных Конституцией положений, в частности о предоставлении всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом (часть вторая статьи 13), об охране интеллектуальной собственности законом и содействии государства развитию научных и технических исследований на благо общих интересов (части третья и четвертая статьи 51).
Во исполнение указанных конституционных норм государство на законодательном уровне регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением научной, научно-технической и инновационной деятельности. Так, Законом закрепляются положения о том, что государственная научно-техническая экспертиза, государственная научная экспертиза и государственная научно-техническая экспертиза инновационных проектов осуществляются в рамках единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз, порядок функционирования которой, в том числе порядок организации и проведения этих экспертиз, определяется Правительством Республики Беларусь (статьи 1, 2 и 4).
Исходя из анализа данных положений Закона, Конституционный Суд констатирует, что законодатель в пределах его полномочий установил единую систему организации и проведения государственных экспертиз, необходимых для анализа и оценки возможных социальных, экономических и экологических последствий, потенциального экономического и (или) социального эффекта от реализации заданий и проектов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, финансируемых полностью или частично за счет государственных средств. Такое правовое регулирование призвано способствовать повышению эффективности принимаемых государственными органами решений, связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью, и, следовательно, эффективности использования государственных средств.
Кроме того, Законом в соответствии с основанным на принципе верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) принципом правовой определенности обеспечивается согласование норм законов, в которые вносятся изменения, с положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 16 февраля
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в пределах компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам организации и проведения государственной научной и государственной научно-технической экспертиз» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич