7 июля 2015 г. № Р-998/2015
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации за 2014 год».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации за 2014 год», Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2014 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации за 2014 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 26 июня
Законом утверждается отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации за 2014 год по доходам в сумме 70 534 820,9 тыс. рублей и по расходам в сумме 56 711 148,3 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 13 823 672,6 тыс. рублей.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Согласно Конституции финансово-кредитная система Республики Беларусь включает в том числе финансовые средства внебюджетных фондов (часть первая статьи 132); в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (часть четвертая статьи 133); порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом (статья 134).
Пунктом 2 статьи 23 Бюджетного кодекса предусмотрено, что составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и данным Кодексом. Утверждение ежегодно отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляется законодательными актами того же вида, что и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Законом «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2014 год» бюджет государственного внебюджетного фонда гражданской авиации (далее – бюджет фонда) на 2014 год был утвержден по расходам в сумме 120 000 000 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 120 000 000 тыс. рублей; предельный размер дефицита бюджета фонда на 2014 год установлен в сумме 0 (ноль) рублей.
Из отчета об исполнении бюджета фонда следует, что его доходная часть в 2014 году формировалась за счет неналоговых доходов в сумме 70 534 820,9 тыс. рублей, в том числе в виде доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в сумме 40 946 304,2 тыс. рублей, доходов от осуществления приносящей доходы деятельности в сумме 120 910,6 тыс. рублей, а также прочих неналоговых доходов в сумме 29 467 606,1 тыс. рублей.
Такое формирование доходной части бюджета фонда согласуется с пунктом 1 статьи 22 Бюджетного кодекса, предусматривающим, что доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет в том числе неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, которые учитываются в доходах бюджетов в соответствии со статьей 24 данного Кодекса. При этом статьей 24 Бюджетного кодекса определено, что к неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, другие неналоговые доходы (подпункты 4.1, 4.3 пункта 4).
За счет средств бюджета фонда согласно отчету об исполнении бюджета фонда в 2014 году осуществлялось финансирование капитальных расходов, в том числе на приобретение по договору финансовой аренды (лизинга) новых воздушных судов; строительство, реконструкцию организациями зданий, инженерных, транспортных коммуникаций и сооружений, их модернизацию; приобретение оборудования, выполнение проектно-изыскательских работ по объектам гражданской авиации на сумму 52 259 800,0 тыс. рублей, а также текущих расходов, связанных с финансированием работ по поддержанию летной годности парка воздушных судов, эксплуатационной годности аэродромов и аэропортов; создание резерва для оказания на возвратной основе помощи организациям в погашении задолженности за потребленные энергоресурсы и по заработной плате; поддержание в надлежащем состоянии объектов социальной сферы и спортивных сооружений, на сумму 4 986 348,3 тыс. рублей.
Конституционный Суд отмечает, что исполнение расходной части бюджета фонда основывается на положении Бюджетного кодекса, в силу которого средства государственных внебюджетных фондов используются на цели, определенные законодательными актами об этих фондах (пункт 3 статьи 22). Направления использования средств государственного внебюджетного фонда гражданской авиации определены в пункте 4 Положения о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного фонда гражданской авиации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября
При оценке норм Закона Конституционный Суд также руководствуется положениями статьи 7 Конституции, согласно которым в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая); государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть вторая).
Из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона следует, что его положения направлены на укрепление материально-технической базы гражданской авиации Республики Беларусь, что согласуется с конституционными принципами и нормами, в том числе с положениями Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон не противоречит Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации за 2014 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич