7 июля 2015 г. № Р-997/2015
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2014 год».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2014 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2014 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 26 июня
Законом утверждается отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2014 год по доходам в сумме 8 805 974,1 тыс. рублей и по расходам в сумме 5 454 812,6 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 3 351 161,5 тыс. рублей.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Конституцией установлено, что финансово-кредитная система Республики Беларусь включает в том числе финансовые средства внебюджетных фондов (часть первая статьи 132); в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (часть четвертая статьи 133); порядок составления, утверждения и исполнения государственных внебюджетных фондов определяется законом (статья 134).
Согласно пункту 2 статьи 23 Бюджетного кодекса составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и данным Кодексом. Утверждение ежегодно отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляется законодательными актами того же вида, что и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Статьей 1 Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь на 2014 год» бюджет государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на 2014 год был утвержден по расходам в сумме 15 000 000 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 15 000 000 тыс. рублей (часть первая); предельный размер дефицита бюджета фонда на 2014 год установлен в сумме 0 (ноль) рублей (часть вторая).
Из отчета об исполнении бюджета фонда следует, что его доходная часть в 2014 году формировалась в основном за счет неналоговых доходов в виде доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в сумме 8 805 974,1 тыс. рублей.
Такое формирование доходной части бюджета фонда согласуется с пунктом 1 статьи 22 Бюджетного кодекса, предусматривающим, что доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться в том числе за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, которые учитываются в доходах бюджетов в соответствии со статьей 24 данного Кодекса. При этом статьей 24 Бюджетного кодекса определено, что к неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (подпункт 4.1 пункта 4).
Согласно отчету об исполнении бюджета фонда за счет средств бюджета фонда в 2014 году финансировались расходы республиканских унитарных производственных предприятий, исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, на пополнение оборотных средств в сумме 3 381 093,7 тыс. рублей; осуществление закупок технологического оборудования и транспортных средств в сумме 1 826 190,4 тыс. рублей; организацию и проведение семинаров, совещаний, ярмарок, выставок, приобретение нормативной и методической литературы, подписку на периодические издания, возмещение затрат на изготовление рекламных буклетов и каталогов, а также на размещение рекламной информации о продукции, выпускаемой указанными предприятиями, в сумме 247 528,5 тыс. рублей.
Конституционный Суд отмечает, что исполнение расходной части бюджета фонда основывается на положении Бюджетного кодекса, в силу которого средства государственных внебюджетных фондов используются на цели, определенные законодательными актами об этих фондах (пункт 3 статьи 22). Направления использования средств государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел определены пунктом 5 Положения о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня
При оценке норм Закона Конституционный Суд также руководствуется положениями статьи 7 Конституции, согласно которым в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая).
Из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона следует, что его положения направлены на развитие производственной базы организаций уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения полной и эффективной трудовой занятости осужденных и лиц, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, что согласуется с конституционными принципами и нормами, в том числе с положениями Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); о создании государством условий для полной занятости населения (часть вторая статьи 41); об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2014 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич