7 июля 2015 г. № Р-994/2015
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения».
Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 30 июня
Положения Закона определяют правовые и организационные основы идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения и направлены на создание условий, обеспечивающих получение достоверных сведений о сельскохозяйственных животных (стадах) и продуктах животного происхождения.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Конституцией установлено, что Республика Беларусь является социальным государством (часть первая статьи 1). Одно из важнейших социальных прав каждого – право на достойный уровень жизни, составной частью которого является достаточное питание (часть вторая статьи 21 Конституции). Предоставляя всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая и пятая статьи 13 Конституции). Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (часть шестая статьи 44 Конституции). В соответствии с частью первой статьи 45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья.
На реализацию указанных положений Конституции направлены нормы Закона (статьи 1, 12–23), предусматривающие установление контроля безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения на основе создания государственной информационной системы и ее составных частей – реестра владельцев сельскохозяйственных животных (стад), реестра сельскохозяйственных животных (стад) и реестра средств идентификации. Так, предусматривается, что на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе, формируется в электронном виде паспорт сельскохозяйственного животного (стада), подтверждающий его идентификацию и регистрацию (абзац десятый статьи 1, статья 16 Закона).
Статьей 21 Закона закрепляется ряд обязанностей владельцев сельскохозяйственных животных (стад): определение лиц, ответственных за внесение информации о сельскохозяйственном животном (стаде) в реестр сельскохозяйственных животных (стад); осуществление идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных (стад) не позднее семи календарных дней со дня рождения сельскохозяйственного животного; внесение информации в реестр сельскохозяйственных животных (стад) (о дате, месте рождения и месте содержания сельскохозяйственного животного (стада), о его перемещении, убое, падеже или гибели, о проведенных с ним ветеринарных мероприятиях и др.) не позднее семи календарных дней после наступления соответствующего события и обеспечение ее достоверности; сообщение в государственное учреждение «Центр информационных систем в животноводстве» об изменениях информации, подлежащей внесению в реестр владельцев сельскохозяйственных животных (стад) (о наименовании, месте нахождения юридического лица, фамилии, собственном имени, отчестве, месте жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, являющегося владельцем сельскохозяйственного животного (стада); о месте нахождения животноводческого объекта; сведения о лицах, ответственных за внесение информации в реестр сельскохозяйственных животных (стад), в том числе изменений и (или) дополнений в нее, и (или) за использование такой информации, – для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; о видах сельскохозяйственных животных, содержащихся на животноводческом объекте; об эпизоотической ситуации на территории животноводческого объекта) не позднее 14 календарных дней со дня изменения такой информации и др.
В целях создания эффективной законодательной основы для комплексного регулирования отношений, связанных с осуществлением идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных, а равно идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения в Законе определяются содержание основных используемых в нем терминов (статья 1), субъекты (статья 4) и объекты (статья 5) данных отношений, а также закрепляются полномочия государственного учреждения «Центр информационных систем в животноводстве» (статья 11). На определение и обеспечение реализации единой государственной политики в указанной области направлены предусматриваемые Законом полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов (статьи 7–10). Данные нормы основываются на положениях статей 84, 107, 120 Конституции, закрепляющих соответственно компетенцию Главы государства, Правительства, органов местного управления и самоуправления.
Конституционный Суд полагает, что создание надлежащей законодательной основы государственного регулирования и управления в области идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных, идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения направлено на реализацию прав и законных интересов граждан и юридических лиц в указанной сфере, защиту отечественного рынка от некачественных продуктов животного происхождения, обеспечение надлежащего качества таких продуктов, исключающего причинение вреда здоровью населения, а также усиление ответственности государства за выполнение обязанностей по поддержанию гарантированного уровня продовольственной безопасности в республике.
По мнению Конституционного Суда, отношения, связанные с производством и реализацией продуктов животного происхождения, должны иметь прозрачный характер на всех этапах пищевой цепи, позволяющий прослеживать их начиная от рождения животного, с целью обеспечения защиты здоровья человека, имеющего статус конституционно защищаемой ценности, что отмечено Судом в решении от 28 декабря
2. Конституцией предусмотрено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8). Согласно части первой статьи 33 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» международные договоры подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом.
Отношения в области идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения регулируются Законом, иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами Республики Беларусь (часть первая статьи 3 Закона). Положения Закона, устанавливающие возможность идентификации и прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад) и продуктов животного происхождения, отвечают требованиям нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, а также согласуются с нормами законодательства Европейского Союза, определяющего условия совершения экспортно-импортных операций с животными, позволяющими отслеживать их происхождение, место нахождения и перемещение.
В статье 1 Закона термин «прослеживаемость продуктов животного происхождения» раскрывается как возможность документально (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящихся в обращении продуктов животного происхождения, кроме конечного потребителя, а также место их производства (абзац 12). Указанное определение сущностно соответствует определению прослеживаемости пищевой продукции, закрепленному в статье 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря
Такой подход законодателя, по мнению Конституционного Суда, направлен на формирование единой информационной системы идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения на территории государств – членов Евразийского экономического союза, на повышение доверия потребителей к качеству продуктов животного происхождения, их свободному обороту и конкурентоспособности на внешних рынках.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич