30 декабря 2014 г. № Р-973/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».
Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря
Законом вносятся дополнения и изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – соответственно КоАП и ПИКоАП).
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Республика Беларусь – правовое государство, обеспечивающее законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1 Конституции).
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции). В Конституции предусмотрено, что гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2); каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы (статья 52).
Положения Закона направлены на реализацию указанных конституционных принципов и норм.
1. С учетом приведенных выше конституционных положений пунктом 2 статьи 1 Закона часть 1 статьи 7.6 «Сроки наложения административного взыскания» КоАП дополняется пунктом 8, предусматривающим, что наложение административного взыскания за административное правонарушение, выразившееся в нарушении нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы, возможно не позднее одного года со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения такого деяния.
Конституционный Суд отмечает, что увеличение срока наложения административного взыскания по указанной категории дел имеет целью предупреждение нарушений порядка и сроков выплаты заработной платы, что согласуется с нормами Конституции, в соответствии с которыми лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда (часть первая статьи 42); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
2. Законом (пункт 8 статьи 1) вносятся изменения в статью 12.10 КоАП, предусматривающую административную ответственность за нарушение установленного порядка заключения и исполнения договоров на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений. В частности, устанавливается административная ответственность застройщика за невыполнение требований законодательства при строительстве не только многоквартирных, но и иных жилых домов, при этом исключается ответственность застройщика за несоблюдение им порядка формирования состава дольщиков, из которых не менее 50 процентов должны быть физическими лицами, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
По мнению Конституционного Суда, вносимые в КоАП изменения направлены на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с заключением и исполнением договоров на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений. Тем самым государство на основании части первой статьи 59 Конституции принимает меры для осуществления конституционного права граждан на жилище (часть первая статьи 48 Конституции), а также для обеспечения конституционных гарантий права собственности (часть первая статьи 44 Конституции).
Кроме того, в соответствии с Законом (пункт 14 статьи 1) КоАП дополняется статьей 23.86 об административной ответственности за нарушение порядка предоставления жилых помещений, построенных (реконструированных) или приобретенных с привлечением льготного кредита, по договору найма или аренды. Согласно указанной статье предоставление гражданином жилого помещения (его части), построенного (реконструированного) или приобретенного с привлечением льготного кредита, по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда или по договору аренды жилого помещения до полного погашения льготного кредита без разрешения местного исполнительного и распорядительного органа, когда в соответствии с законодательными актами требуется такое разрешение, влечет наложение административного взыскания.
Конституционный Суд полагает, что вносимое в КоАП дополнение направлено на исключение нецелевого использования бюджетных средств в виде льготных кредитов при строительстве или приобретении жилых помещений отдельным категориям граждан, реализовавшим свое право на жилище, которое обеспечивается государством в том числе содействием гражданам в приобретении жилья (часть первая статьи 48 Конституции).
3. В силу части 2 статьи 1.1 КоАП данный Кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в КоАП. Аналогичная норма в отношении установления порядка административного процесса, прав и обязанностей его участников содержится в части 2 статьи 1.1 ПИКоАП.
Конституционный принцип верховенства права и основанный на нем принцип правовой определенности, предполагающие обязательность приведения нормативных правовых актов в единую систему, характеризующуюся внутренней согласованностью, в том числе посредством своевременного согласования актов законодательства с актами, принятыми позднее, реализуются в нормах Закона посредством включения в КоАП и ПИКоАП норм, закрепленных в Декрете Президента Республики Беларусь от 14 января
По мнению Конституционного Суда, данное правовое регулирование имеет целью обеспечение ясности, непротиворечивости и логической согласованности правовых норм, направленных на однозначное понимание и единообразное применение нормативных предписаний в рассматриваемой сфере и усиление гарантии государственной защиты каждого гражданина от неправомерного применения к нему мер административной ответственности, на создание условий для обеспечения режима законности и правопорядка в сфере оборота семян мака, а также для исполнения установленных в государстве требований к физическим и юридическим лицам, обязанным соблюдать Конституцию и законы (статья 52 Конституции).
4. В ПИКоАП вносятся изменения и дополнения, которыми уточняется компетенция отдельных органов, ведущих административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях по ряду составов административных правонарушений. Так, сельский, поселковый исполнительный комитет, административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе, органы внутренних дел наделяются соответствующими полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, выразившихся в нарушении порядка предоставления жилых помещений, построенных (реконструированных) или приобретенных с привлечением льготного кредита, по договору найма или аренды (пункты 3–5 статьи 2 Закона). Органам Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь предоставляются полномочия по рассмотрению дел об отдельных административных правонарушениях, связанных с нарушением правил эксплуатации транспортного средства (абзацы первый – четвертый пункта 7 статьи 2 Закона).
Статьей 2 Закона расширяется перечень административных правонарушений в сфере эксплуатации транспорта, рассмотрение которых отнесено к компетенции органов железнодорожного транспорта (пункт 8); закрепляется компетенция органов Министерства торговли Республики Беларусь по составлению протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, а также за отсутствие при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг документа об уплате единого налога или соответствующей справки (пункт 10).
Кроме того, излагается в новой редакции часть 2 статьи 18.7 ПИКоАП, определяющая, что в местах отбывания административного ареста действуют правила внутреннего распорядка, которыми устанавливаются перечень предметов, вещей и продуктов питания, которые административно арестованные могут хранить при себе, получать и отправлять, а также порядок приема и размещения административно арестованных, порядок изъятия у административно арестованных предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию, и др. (пункт 14 статьи 2 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что вносимые Законом изменения и дополнения направлены на уточнение компетенции органов, ведущих административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, согласование положений КоАП и ПИКоАП, однозначное понимание и единообразное применение соответствующих правовых норм в целях реализации конституционного принципа верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич