Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 декабря 2014 г. № Р-965/2014
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2015 год»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2015 год».

 

Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2015 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2015 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 декабря 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом определяются бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), источники его образования, порядок формирования и использования, порядок исполнения бюджета фонда и внесения в него изменений в процессе исполнения.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Положениями Конституции предусматривается, что государственная политика Республики Беларусь как социального правового государства (статья 1) направлена на создание условий для свободного и достойного развития личности (часть вторая статьи 2) и обеспечение достойного уровня жизни (часть вторая статьи 21), а также реализацию права на социальное обеспечение (статья 47).

 

Гарантии реализации указанных конституционных прав предусмотрены нормами Закона.

 

1. Статьей 1 Закона утверждается бюджет фонда на 2015 год по расходам в сумме 114 210 346 300 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 115 775 913 100 тыс. рублей с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 1 565 566 800 тыс. рублей.

 

Согласно статье 2 Закона доходы бюджета фонда формируются за счет взносов на государственное социальное страхование; субвенций на возмещение расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, получаемых из республиканского бюджета; неналоговых доходов и других поступлений, предусмотренных законодательством. 

 

Конституционный Суд отмечает, что основную долю в структуре взносов на государственное социальное страхование составляют обязательные страховые взносы, плательщиками которых являются работодатели и работающие граждане, а также физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, что согласуется со статьей 56 Конституции, предусматривающей обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

 

2. С учетом необходимости обеспечения реализации социальных гарантий прав и свобод граждан статьей 3 Закона устанавливается, что расходы бюджета фонда используются на цели согласно приложению 2 к Закону.

 

Так, за счет средств бюджета фонда предусматриваются в 2015 году выплата трудовых пенсий, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий в сумме 87 331 200 000 тыс. рублей; выплата пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, пособий по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, на погребение в сумме 24 474 938 000 тыс. рублей; определяются расходы бюджета фонда на выплаты пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь; оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам; финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения; финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления и др.

 

Конституционный Суд считает, что указанные положения Закона имеют целью обеспечение гарантированных Конституцией прав на осуществление государственной социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 32), на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47), а также реализацию конституционных норм, связанных с обеспечением занятости населения (части первая, вторая статьи 41) и охраной здоровья (статья 45).

 

3. Согласно части четвертой статьи 133 и статье 134 Конституции в Республике Беларусь в соответствии с законом могут создаваться внебюджетные фонды; порядок составления, утверждения и исполнения государственных внебюджетных фондов определяется законом. Указанные конституционные нормы нашли развитие в положениях Бюджетного кодекса Республики Беларусь, которыми предусмотрено создание государственных внебюджетных фондов, а также регламентирован порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов данных фондов (статьи 20–233).

 

Частью второй статьи 1 Закона устанавливается, что распорядителем средств бюджета фонда является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, что согласуется с пунктом 3 статьи 20 Бюджетного кодекса.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2015 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич