Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 декабря 2014 г. № Р-963/2014
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2015 год»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2015 год».

 

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2015 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2015 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Согласно Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1); каждый имеет право на достойный уровень жизни (часть вторая статьи 21).

 

В части первой статьи 133 Конституции предусмотрено, что бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.

 

В соответствии со статьей 1 Закона республиканский бюджет на 2015 год утверждается по расходам в сумме 141 015 941 595 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 156 717 409 202 тыс. рублей (часть первая); устанавливаются размер профицита республиканского бюджета на 2015 год в сумме 15 701 467 607 тыс. рублей и направления его использования согласно приложению 1 (часть вторая).

 

В части первой пункта 1 статьи 23 Закона определяется, что предельный уровень дефицита консолидированных бюджетов областей составляет 0 (ноль) процентов от доходов соответствующих консолидированных бюджетов областей, предельный уровень дефицита бюджета г. Минска составляет 707 417 595 тыс. рублей. При этом согласно части второй указанного пункта допускается превышение предельных уровней дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в связи с финансированием расходов на проектирование и строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки за счет: средств от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) в соответствии с законодательством о приватизации; поступлений от возврата сумм, выплаченных местными исполнительными и распорядительными органами в счет выполнения гарантий по кредитам, выданным банками Республики Беларусь; остатков средств бюджета, образовавшихся на 1 января 2015 г.

 

Законом устанавливается, что размер превышения предельных уровней дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска определяется Советом Министров Республики Беларусь при утверждении объемов финансирования строительства (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и суммарно не может превышать 1 800 000 000 тыс. рублей (часть третья пункта 1 статьи 23).

 

Приведенные положения Закона основаны на нормах статьи 48 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которыми утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета (пункт 1); предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к доходам соответствующего консолидированного бюджета области или бюджета г. Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год (пункт 2).

 

Правовая позиция Конституционного Суда, изложенная им в ряде решений, принятых по результатам проверки аналогичных положений законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год, заключается в том, что такое правовое регулирование согласуется с конституционным принципом верховенства права, направлено на выполнение конституционных норм, в силу которых государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции), а также отвечает положению статьи 134 Конституции о том, что порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов определяется законом (решения от 23 декабря 2011 г., от 16 октября 2012 г. и от 27 декабря 2013 г.).

 

2. Основываясь на норме части второй статьи 133 Конституции, согласно которой доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений, Конституционный Суд отмечает, что основную часть доходов республиканского бюджета составляют налоговые доходы в сумме 128 127 172 464,0 тыс. рублей (абзац второй статьи 4 Закона и приложение 2). Кроме налогов, доходная часть республиканского бюджета формируется за счет неналоговых доходов в сумме 19 292 330 686,0 тыс. рублей и безвозмездных поступлений в сумме 9 297 906 052,0 тыс. рублей (приложение 2 к Закону).

 

Таким образом, формирование доходной части республиканского бюджета согласуется с положениями Конституции.

 

Исходя из содержания части третьей статьи 133 Конституции, закрепляющей, что общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью, Конституционный Суд оценивает нормы абзацев третьего – седьмого статьи 4 Закона. Данными нормами на 2015 год утверждаются расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов согласно приложению 3; распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета согласно приложению 4; перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета (без учета средств на финансирование государственной инвестиционной программы и республиканских инновационных фондов), согласно приложению 5; расходы республиканского бюджета на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента Республики Беларусь, республиканского дорожного фонда, средств, предусмотренных на сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий), в том числе за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития; расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов, направлениям использования и распорядителям бюджетных средств согласно приложению 6.

 

На основе анализа указанных норм Закона Конституционный Суд приходит к выводу о сохранении социальной направленности Закона, что отвечает части первой статьи 1 Конституции, в соответствии с которой Республика Беларусь является социальным государством.

 

В силу положений статьи 45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (часть первая); право граждан на охрану здоровья обеспечивается в том числе развитием физической культуры и спорта (часть третья). Законом предусматриваются расходы республиканского бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт (приложение 3).

 

С целью обеспечения конституционных гарантий в сфере здравоохранения абзацами вторым и третьим статьи 24 Закона определяется минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя по Республике Беларусь, по областям и г. Минску, а также устанавливается, что на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом скорой медицинской помощи направляются средства исходя из минимального норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в размере не менее 40 процентов от общего объема финансирования расходов на здравоохранение, предусмотренных для соответствующей административно-территориальной единицы.

 

Согласно Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (статья 46). На финансовое обеспечение выполнения государством своих задач и функций в области охраны и восстановления окружающей среды направлены положения Закона, определяющие объем расходов республиканского бюджета на финансирование охраны окружающей среды (приложение 3). Такую же направленность имеют нормы, предусматривающие передачу в 2015 году из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и г. Минска субвенций (за исключением субвенций, передаваемых из республиканского дорожного фонда) на финансирование расходов в рамках реализации мероприятий Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922, по: предоставлению льгот гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая выплату компенсаций и обеспечение бесплатным питанием учащихся на территории радиоактивного загрязнения, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»; проведению мероприятий по радиационной защите и адресному применению защитных мер; восстановлению и развитию регионов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 1.2.1 пункта 1 статьи 6 Закона).

 

В соответствии с Конституцией государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь (статья 15). Статьей 51 Конституции предусмотрено, что каждый имеет право на участие в культурной жизни, которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений (часть первая); государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов (часть четвертая). Законом устанавливаются расходы республиканского бюджета на финансирование культуры и средств массовой информации (приложение 3), а также на научную, научно-техническую и инновационную деятельность (приложение 6).

 

Гражданам Республики Беларусь гарантируются право на образование, доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования; каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее среднее специальное и высшее образование в государственных учебных заведениях (статья 49 Конституции). С целью обеспечения гарантированности реализации данных конституционных прав положениями Закона определяются расходы республиканского бюджета на образование (приложение 3), а также устанавливается минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование (без учета расходов на капитальное строительство) для каждой области и г. Минска (абзац четвертый статьи 24).

 

Согласно части первой статьи 32 Конституции брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. На социальную защиту семей с детьми направлен пункт 2 статьи 6 Закона, предусматривающий передачу в 2015 году из республиканского бюджета в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь субвенций на возмещение расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, а также пункт 1 статьи 10 Закона, закрепляющий положение о формировании «семейного капитала» в сумме до 1 800 000 000 тыс. рублей из средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития.

 

Кроме того, в приложении 3 к Закону за счет средств республиканского бюджета устанавливаются расходы на социальную защиту, пенсионное обеспечение, молодежную политику, помощь в обеспечении жильем и решение других вопросов в области социальной политики, что согласуется с нормами статей 32, 47 и 48 Конституции.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2015 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                              П.П.Миклашевич