Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
23 декабря 2014 г. № Р-955/2014
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления государственной судебно-экспертной деятельности, а также согласования норм ряда законов с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь».

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7).

 

В Конституции предусмотрено также, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства; государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и третья статьи 21, части первая и вторая статьи 59). Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60 Конституции).

 

В целях совершенствования государственной судебно-экспертной деятельности, усиления защиты прав и законных интересов граждан, организаций в уголовном, административном, гражданском и хозяйственном процессе Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. № 202 образован Государственный комитет судебных экспертиз, осуществляющий в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере судебно-экспертной деятельности и являющийся военизированной организацией.

 

Исходя из приведенных выше положений Конституции, законодатель вносит в ряд законов дополнения и изменения, касающиеся осуществления Государственным комитетом судебных экспертиз полномочий в сфере судебно-экспертной деятельности.

 

Статьями 3, 6, 10, 15 Закона вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека», «О государственной дактилоскопической регистрации», «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», «Об оказании психиатрической помощи», определяющие место и полномочия Государственного комитета судебных экспертиз в различных сферах правоотношений.

 

Так, Закон «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» дополняется статьей 161, определяющей полномочия Государственного комитета судебных экспертиз в области вынужденной миграции, включая производство судебно-медицинской экспертизы с целью установления возраста несовершеннолетнего иностранца, ходатайствующего о защите; производство экспертизы документов иностранцев, ходатайствующих о защите, при обнаружении в них признаков подделки.

 

В связи с тем, что Государственный комитет судебных экспертиз имеет статус военизированной организации, статьями 1, 2, 7, 12, 14 Закона вносятся дополнения и изменения в законы Республики Беларусь «О профессиональных союзах», «Об обороне», «О порядке направления военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников, а также гражданского персонала за пределы Республики Беларусь для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности», «Об основах административных процедур» и «О третейских судах».

 

В частности, с учетом вносимого пунктом 1 статьи 2 Закона дополнения в части второй статьи 2 Закона «Об обороне» устанавливается, что для обороны Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы Республики Беларусь, внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органы пограничной службы, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента Республики Беларусь, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также привлекает органы внутренних дел, Следственный комитет Республики Беларусь, Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

 

Дополнениями и изменениями, вносимыми в законы Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», «О занятости населения Республики Беларусь», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» и «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (статьи 4, 5, 8, 9, 13, 16 Закона), регламентируются в том числе особенности правового положения, вопросы материального, пенсионного, социального и иного обеспечения сотрудников Государственного комитета судебных экспертиз.

 

Конституционный Суд полагает, что по своему содержанию Закон направлен на реализацию конституционного принципа верховенства права и вытекающего из него принципа правовой определенности, предполагающего создание правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи и согласуются между собой.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий  в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                            П.П.Миклашевич