5 июня 2014 г. № Р-923/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков».
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков», Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 мая
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В соответствии с Конституцией Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).
В Конституции предусмотрено также, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности; эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности (статья 59).
Защищая общественный порядок от противоправных посягательств, государство проводит политику в сфере борьбы с преступностью, которая, с одной стороны, основывается на принципе неотвратимости ответственности лиц, совершивших преступления, а с другой – характеризуется проявлением гуманизма к таким лицам, в том числе отбывающим различные виды уголовных наказаний. Одной из форм реализации принципа гуманизма является амнистия, принятие закона о которой согласно статьям 97 и 98 Конституции отнесено к компетенции Парламента Республики Беларусь.
По своему содержанию и конституционно-правовому смыслу амнистия является актом милосердия государства к лицам, которые совершили преступления, но заслуживают определенного снисхождения с учетом обстоятельств содеянного, их личности и позитивного посткриминального поведения.
На основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, а лицо, осужденное за преступление, может быть полностью или частично освобождено от наказания как основного, так и дополнительного, либо освобождено от наказания условно, либо такому лицу неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием, либо ему может быть снята судимость (часть 2 статьи 95 УК).
При этом Конституционный Суд отмечает, что акты об амнистии имеют особую конституционно-правовую природу: они не отменяют действие норм УК, не устраняют преступность и наказуемость общественно опасного деяния, а также не ставят под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.
Применение амнистии согласуется с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (пункт 4 статьи 6), а также других международно-правовых актов в области прав человека и отправления правосудия, в соответствии с которыми амнистия рассматривается в качестве допустимой и конструктивной меры воздействия, которая не только сокращает срок исполнения наказания, но и в значительной степени способствует возвращению правонарушителя к нормальной жизни в обществе.
2. Законом предусматривается освобождение от наказания и иных мер уголовной ответственности определенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних; беременных женщин; женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до 18 лет; мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет; инвалидов I и II группы и некоторых других категорий лиц (статьи 1–6), а также освобождение от наказания отдельных категорий осужденных частично сроком на один год (часть первая статьи 7 Закона).
Наряду с освобождением от наказания и иных мер уголовной ответственности достаточно широкого круга лиц, совершивших преступления, в статье 9 Закона определяется перечень лиц, на которых амнистия не распространяется. К ним, в частности, относятся лица, к которым в течение 2007–2014 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости; полностью не возместившие причиненный преступлениями вред (ущерб) и не уплатившие доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности; злостно нарушающие установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности; допустившие особо опасный рецидив преступлений, а также некоторые другие категории лиц с учетом характера и тяжести совершенных ими преступлений.
Конституционный Суд отмечает, что установление для определенных категорий лиц ограничений в применении амнистии является исключительным правом законодателя, которое реализуется им с учетом интересов граждан, общества и государства. Исходя из тяжести содеянного, личности виновного и других существенных обстоятельств, а также руководствуясь принципом дифференциации и индивидуализации наказания и иных мер уголовной ответственности, усиления их исправительного воздействия на осужденного, в Законе, по мнению Конституционного Суда, обоснованно установлен правовой запрет на применение амнистии для определенного круга лиц, совершивших преступления, который соответствует критериям ограничения прав и свобод личности, предусмотренным статьей 23 Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что проверяемый Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич