«Взаимосвязь и взаимовлияние конституционных ценностей в нормотворчестве» (выступление судьи Конституционного Суда Вороновича Т.В. на республиканской научно-практической конференции «Ценностная парадигма Основного Закона Республики Беларусь», 14 марта 2013 г., г.Минск)

В Республике Беларусь на конституционном уровне определено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (статья 2 Конституции Республики Беларусь). Другие конституционные ценности, как отмечает Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевич П.П., вытекают из конституционных положений; в целом их иерархия не установлена, что не снижает их значимости. Конституционные ценности находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости [1, с. 76].

Представляет интерес научный подход к вопросу о взаимосвязи конституционных ценностей, согласно которому специфика ценностей, отличающая их от норм, заключается именно в том, что они имеют иерархическую структуру. Ценности в сознании человека и в массовом сознании строятся по иерархическому принципу: одни из них являются менее значимыми, чем другие, и ими можно пожертвовать во имя более значимых ценностей [2, с. 15, 16].

Однако более убедительными представляются аргументы в пользу построения системы конституционных ценностей посредством не их разъединения, а синтеза, что позволит, не отрицая существующих между ними различий и противоречий, поместить различные конституционные ценности в единое аксиологическое пространство, в рамках которого все ценности могут с точки зрения их правового значения признаваться равновесными. Данная конфигурация ценностей создает основу для признания возможности построения модели их взаимодействия не только на субординационных, но и на координационных началах [3, с. 13, 14].

В Конституции не установлено конкретных формул баланса конституционных ценностей применительно как ко всем ценностям сразу, так и относительно какой-либо конкретной их комбинации. Конституционное «взвешивание» ценностей должно иметь место в конкретной ситуации, в рамках отдельного правоотношения. При этом задача сводится не к определению приоритета одной конституционной ценности перед другой, что могло бы приводить к полному отрицанию последней, а к поиску сбалансированного соотношения обеих. Только в таком случае можно вести речь о нахождении «справедливого» баланса конституционных ценностей.

С целью совершенствования механизмов обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина Конституционный Суд наделен полномочиями по обязательному предварительному контролю конституционности законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом Республики Беларусь.

Некоторые российские ученые обосновывают идею необходимости создания в Российской Федерации аналогичной юридической процедуры для проверки федеральных законов, ограничивающих права и свободы граждан, с целью предотвращения коллизий, а не последующего их устранения. Для этого предлагается, в частности, ввести предварительный конституционный контроль федеральных законов, ограничивающих конституционные права и свободы, и наделить Конституционный Суд Российской Федерации полномочием по обязательной проверке конституционности указанных Федеральных законов до их подписания Президентом Российской Федерации [4, с. 63; 5, с. 12].

Как справедливо отмечает В.Д.Зорькин, свобода индивида не абсолютна. Основными границами прав и свобод индивида являются права и свободы других лиц. Именно в целях защиты конституционных ценностей (в том числе прав и свобод других лиц) на основе баланса данных ценностей допускается в случае необходимости соразмерное ограничение прав и свобод человека и гражданина. При этом ограничения не могут посягать на само существо права. В противном случае будет иметь место не ограничение, а умаление, уничтожение прав и свобод, что несовместимо с достоинством человека как правового существа [6, с. 7].

В Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2012 году» отмечено, что именно в интересах защиты конституционных ценностей и соблюдения баланса между конституционными правами и свободами гражданина и публичными интересами государства и общества в случае необходимости допускается соразмерное ограничение прав и свобод человека и гражданина. Конституция предусматривает возможность не умаления или отрицания прав и свобод, а их ограничения, то есть определение на уровне закона конкретных пределов осуществления прав и свобод. При этом ограничения должны устанавливаться законодателем не произвольно, а на основе Конституции и заложенных в ее нормах таких конституционных ценностей, как верховенство права, равенство и справедливость.

Для обеспечения баланса конституционных ценностей в законотворчестве применяется принцип пропорциональности ограничения прав, на что Конституционным Судом обращалось внимание в ряде решений. При этом с учетом выявленного конституционно-правового смысла норм, проверяемых в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов, Конституционным Судом аргументировалось, какие именно ценности оправдывают то или иное ограничение и насколько допустимы конкретные пределы таких ограничений.

Сбалансированность конституционных ценностей может достигаться различными способами, в том числе путем внесения изменений и дополнений в законодательство. В связи с этим Конституционный Суд в ряде изложенных им правовых позиций обратил внимание законодателя на необходимость соблюдения в нормотворческой деятельности принципа верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности, что предполагает создание такой правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, а также обеспечиваются ясность, точность, непротиворечивость и логическая согласованность правовых норм.

Посредством определения баланса конституционных ценностей Конституционный Суд оценивал законы не только при осуществлении обязательного предварительного контроля конституционности законов, но и при реализации иных полномочий, в частности полномочия вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов.

Сформулированные в решениях Конституционного Суда правовые позиции ориентируют государственные органы на последовательную и систематическую реализацию конституционных принципов и норм в нормотворчестве, выработку правовых механизмов, обеспечивающих гарантирование прав и свобод человека, а также развитие и защиту других конституционных ценностей. При этом необходимы поддержание их баланса и недопущение умаления с учетом как общечеловеческих ценностей и европейских демократических стандартов, так и национальных особенностей построения демократического социального правового государства.

 

Список использованных источников

 

1. Миклашевич, П.П. Конституционные ценности и современные тенденции развития конституционализма / П.П.Миклашевич // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2012. – № 3. – С. 74–81.2.

2. Пресняков, М.В. Критерии справедливого баланса конституционных ценностей в деятельности Конституционного Суда РФ / М.В.Пресняков // Журн. конституц. правосудия. – 2009. – № 4. – С. 15–17.

3. Маврин, С.П. Конституционные ценности и их роль в российской правовой системе / С.П.Маврин // Журн. конституц. правосудия. – 2012. – № 3 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.

4.Стародубцева, И.А. Конституционные принципы федерального коллизионного права / И.А.Стародубцева // Журн. рос. права. – 2012. – № 6. – С. 59–66.

5. Стародубцева И.А. Особенности коллизий в конституционном законодательстве / И.А.Стародубцева // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 4. – С. 9–13.

6. Зорькин, В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – 2-е изд., пересмотр. – М.: Норма, Инфра-М, 2011 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.