2 мая 2014 г. № Р-922/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума».
Заслушав судью-докладчика Карпович Н.А., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 апреля 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 апреля
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд Республики Беларусь исходит из следующего.
1. Конституция провозглашает Республику Беларусь социальным государством, а человека, его права, свободы и гарантии их реализации – высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2). В качестве одной из основ конституционного строя частью второй статьи 2 Конституции закреплено, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.
Важным условием свободного и достойного развития личности является соответствующий уровень жизни. Право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий, установлено частью второй статьи 21 Конституции.
Статьей 21 Конституции также предусмотрено, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (части первая и третья). В силу части первой статьи 59 Конституции на государство возложена обязанность принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
Из приведенных конституционных положений следует, что правовое регулирование, касающееся вопросов уровня жизни населения, должно быть направлено на выполнение обязанности Республики Беларусь как социального государства принимать все доступные меры для создания условий, обеспечивающих благополучие каждого его гражданина. Одной из таких мер является установление в Законе Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (далее – Закон о прожиточном минимуме) социального норматива, предназначенного для обоснования минимального предела социально-экономических обязательств государства перед населением с учетом имеющихся у него экономических возможностей, гарантирующего достаточный уровень жизнеобеспечения граждан, которым выступает прожиточный минимум. Законом о прожиточном минимуме предусмотрено использование бюджета прожиточного минимума при анализе и прогнозировании уровня жизни населения, а также в качестве основного критерия признания граждан (семей) малообеспеченными и имеющими право на государственную социальную помощь и основы для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий.
Предусматриваемое Законом правовое регулирование, направленное на повышение обоснованности состава прожиточного минимума, в том числе гибкое и своевременное реагирование уполномоченных государственных органов на изменение норм потребления населением продуктов питания и уровня потребления непродовольственных товаров и услуг, обусловлено вышеуказанным предназначением бюджета прожиточного минимума (пункты 1 и 2 статьи 1 Закона).
Данные положения Закона согласуются с обязательствами, принятыми Республикой Беларусь по международным договорам, закрепляющим базовые права и свободы человека. Всеобщей декларацией прав человека предусмотрено право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи (пункт 1 статьи 25). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплено положение о признании участвующими в этом Пакте государствами права каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и обязательстве данных государств принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права (пункт 1 статьи 11). Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Пакта государства обязуются в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в данном Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер.
По мнению Конституционного Суда, совершенствование правового регулирования порядка определения и утверждения прожиточного минимума, уточнение социально-демографических групп, для которых рассчитывается бюджет прожиточного минимума, предусматриваемые нормами Закона, усиливают правовые гарантии реализации конституционного права граждан на достойный уровень жизни. Данные нормы направлены на повышение эффективности государственной политики в соответствующей области, адресности мер по социальной защите населения, достижению баланса интересов личности, общества и государства. При этом обеспечивается выполнение государством обязанностей, предусмотренных Конституцией и международными договорами Республики Беларусь, по дальнейшему развитию социального потенциала государства в целях постоянного улучшения условий для достойной жизни граждан.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона прожиточный минимум – необходимые для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания и непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания. В излагаемой пунктом 2 статьи 1 Закона в новой редакции статье 3 Закона о прожиточном минимуме уточняется порядок определения, утверждения и пересмотра прожиточного минимума. Устанавливается, что прожиточный минимум определяется с участием заинтересованных государственных органов и иных государственных организаций, республиканских объединений нанимателей и профессиональных союзов, утверждается Правительством Республики Беларусь и пересматривается не реже одного раза в пять лет. При этом Законом определяется, что прожиточный минимум состоит из минимального набора продуктов питания, определяемого для основных социально-демографических групп населения на основании норм потребления, разрабатываемых Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, а также научными организациями, и непродовольственных товаров и услуг, включаемых в прожиточный минимум как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания. Фиксированная доля непродовольственных товаров и услуг определяется на основании сводных статистических данных (информации) о фактическом объеме потребления малообеспеченными гражданами (семьями) непродовольственных товаров и услуг.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемый Законом порядок определения прожиточного минимума направлен на более полный учет потребностей населения в необходимых для сохранения его здоровья и обеспечения жизнедеятельности продуктах питания и непродовольственных товарах и услугах. Данный порядок повышает роль бюджета прожиточного минимума как основного критерия признания граждан (семей) малообеспеченными и как социального норматива, используемого в Республике Беларусь при реализации мер социальной защиты населения, а также учитывает международные стандарты в области прожиточного минимума, усиливает гарантии конституционного права каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.
3. Пунктом 3 статьи 1 Закона полномочие по ежеквартальному утверждению бюджета прожиточного минимума, в настоящее время принадлежащее Правительству Республики Беларусь, возлагается на Министерство труда и социальной защиты. Исходя из того, что согласно части первой излагаемой Законом в новой редакции статьи 3 Закона о прожиточном минимуме за Правительством сохраняются полномочия по утверждению прожиточного минимума, Конституционный Суд считает, что вышеуказанное перераспределение полномочий по утверждению бюджета прожиточного минимума между государственными органами не противоречит конституционному положению об ответственности Правительства за обеспечение проведения единой государственной политики в области социального обеспечения (абзац пятый статьи 107 Конституции).
4. Законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 1) основные социально-демографические группы населения, для которых будет рассчитываться бюджет прожиточного минимума, дополняются социально-демографической группой «студенты». Учитывая, что в соответствии со статьями 2 и 7 Закона о прожиточном минимуме бюджет прожиточного минимума как социальный норматив предназначается для обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий, в том числе установления стипендий, такое дополнение направлено на реализацию конституционных прав на соответствующие стандарты жизнеобеспечения значительной частью молодых граждан Республики Беларусь.
5. Согласно части первой статьи 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Реализация данного принципа предполагает необходимость правовой определенности при регулировании общественных отношений, создание такой правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, а также обеспечиваются ясность, непротиворечивость и согласованность правовых норм, однозначное понимание и единообразное применение нормативных положений.
Цели достижения правовой определенности служат нормы пунктов 3 и 4 статьи 1, статей 2 и 3 Закона. Данные нормы Закона предусматривают согласование терминологии, используемой в статьях 4 и 7 Закона о прожиточном минимуме, с терминологией других законодательных актов, а также меры по единообразному закреплению в Законе о прожиточном минимуме и законах Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» и «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» полномочий государственных органов в области утверждения бюджета прожиточного минимума.
Одновременно Конституционный Суд обращает внимание на то, что нормативное предписание пункта 1 статьи 1 Закона, закрепляющее полномочие по утверждению бюджета прожиточного минимума за Министерством труда и социальной защиты, отличается от норм о полномочиях Совета Министров по утверждению бюджета прожиточного минимума, содержащихся в ряде указов Президента Республики Беларусь (от 22 ноября
В целях надлежащего обеспечения принципа правовой определенности и исключения коллизий в правоприменении Конституционный Суд считает необходимым отметить, что указанные нормы законодательных актов подлежат согласованию.
Таким образом, Закон направлен на совершенствование подходов к определению прожиточного минимума на основании анализа фактического потребления малообеспеченным населением товаров и услуг, уточнение порядка определения, утверждения и пересмотра прожиточного минимума, расширение социально-демографических групп, для которых рассчитывается бюджет прожиточного минимума, а также на совершенствование процедуры утверждения бюджета прожиточного минимума.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич