Правовые основы деятельности

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве

и статусе судей

 

(в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 285-З с изменениями, вступившими в силу 22 июля, 27 июля, 1 октября 2023 г.*)

 

(извлечения, касающиеся организации и деятельности

Конституционного Суда)

РАЗДЕЛ I
ОСНОВЫ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения

В настоящем Кодексе применяются следующие основные термины и их определения:

...

судебное постановление – заключение и решение Конституционного Суда Республики Беларусь, а также приговор, решение, постановление, определение судов общей юрисдикции;

судья – лицо, назначенное (избранное) на должность судьи в установленном настоящим Кодексом порядке для осуществления обязанностей судьи на профессиональной основе.

Статья 2. Судебная власть

Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется судами, образованными в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом.

Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Статья 5. Судебная система Республики Беларусь

Судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, областной (Минский городской) суд, экономический суд области (города Минска) являются юридическими лицами.

Статья 6. Задачи судов Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать конституционный строй Республики Беларусь, гарантированные Конституцией Республики Беларусь права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее прямое действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 7. Законность при осуществлении правосудия

 Суды осуществляют правосудие на основании Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

Если при рассмотрении конкретного дела у суда общей юрисдикции возникнут сомнения в конституционности нормативного правового акта, подлежащего применению, суд до вынесения судебного постановления ставит в установленном законом порядке перед Конституционным Судом Республики Беларусь вопрос о проверке конституционности данного нормативного правового акта.

Статья 14. Обязательность судебных постановлений и требований судьи

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Статья 15. Использование государственных символов Республики Беларусь

На зданиях Конституционного Суда Республики Беларусь, судов общей юрисдикции, в служебных кабинетах судей Конституционного Суда Республики Беларусь, судов общей юрисдикции, в помещениях заседаний Конституционного Суда Республики Беларусь, в залах судебных заседаний судов общей юрисдикции устанавливается Государственный флаг Республики Беларусь, а также помещается изображение Государственного герба Республики Беларусь.

Статья 16. Печатные издания судов Республики Беларусь

Суды Республики Беларусь вправе учреждать печатные издания в порядке, установленном законодательством.

Статья 17. Печать судов Республики Беларусь

Все суды Республики Беларусь имеют печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Статья 18. Место нахождения Конституционного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь

Постоянным местом нахождения Конституционного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь является столица Республики Беларусь – город Минск.

Заседания Конституционного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь проводятся в месте их постоянного нахождения. Конституционный Суд Республики Беларусь и Верховный Суд Республики Беларусь могут провести заседание в ином месте, когда они сочтут это необходимым.

РАЗДЕЛ II
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 2
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 19. Состав Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен давать заключения и выносить решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Статья 20. Порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке:

шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;

шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

В случае досрочного выбытия из состава Конституционного Суда Республики Беларусь назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом.

Статья 21. Порядок избрания судей Конституционного Суда Республики Беларусь

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь избирает шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного Суда Республики Беларусь предлагаются Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь.

Лицо, предложенное для избрания на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе принимается без обсуждения и голосования.

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

 

—————————————————————————

Часть первая (в части полномочий Президиума Всебелорусского народного собрания), абзац второй части третьей и часть четвертая статьи 22 вступают в силу со дня формирования Всебелорусского народного собрания в соответствии с абзацами вторым и третьим статьи 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 285-З.

__________________________________________________

Статья 22. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Президиума Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о толковании Конституции Республики Беларусь;

о соответствии Конституции Республики Беларусь законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов.

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь дает заключения:

о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

о соответствии Конституции Республики Беларусь законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, установленном частью шестой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, до их подписания Президентом Республики Беларусь;

о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;

о соответствии Конституции Республики Беларусь не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь дает заключения:

по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь;

по предложению Президента Республики Беларусь о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания дает заключения о конституционности проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь в порядке, установленном законом, выносит решения:

по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;

по запросам судов общей юрисдикции, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Конституционный Суд Республики Беларусь в порядке, установленном законом:

по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

принимает послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов и не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь как в целом, так и отдельных их положений.

Конституционный Суд Республики Беларусь не вправе высказывать позицию о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республики Беларусь в порядке осуществления конституционного судопроизводства, если иное не установлено законодательными актами.

Статья 23. Порядок деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь

Порядок осуществления конституционного судопроизводства устанавливается законодательными актами.

Вопросы организации подготовки и проведения заседаний Конституционного Суда Республики Беларусь, обеспечения условий для осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь и его судьями своих полномочий, а также иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, порядок и формы участия Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь в подготовке дел к рассмотрению в судебном заседании, не урегулированные настоящим Кодексом и иными законодательными актами, а в случаях, установленных законодательством о конституционном судопроизводстве, – иные вопросы, возникающие в ходе конституционного судопроизводства, регулируются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь. Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь утверждается протокольным решением Конституционного Суда Республики Беларусь и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном для заключений и решений Конституционного Суда Республики Беларусь.

Статья 24. Заключения, решения и иные документы Конституционного Суда Республики Беларусь

По вопросам, указанным в частях первой–четвертой статьи 22 настоящего Кодекса, Конституционный Суд Республики Беларусь дает заключения.

По вопросам, указанным в части пятой и абзаце втором части шестой статьи 22 настоящего Кодекса, Конституционный Суд Республики Беларусь выносит решения.

По вопросу, указанному в абзаце третьем части шестой статьи 22 настоящего Кодекса, оформляется протокольное решение.

По вопросам процедурного характера и иным вопросам, возникающим в ходе конституционного судопроизводства, Конституционный Суд Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь принимают определения.

Обращения Конституционного Суда Республики Беларусь к государственным органам, иным организациям, должностным лицам излагаются в форме запросов и представлений.

Заключения и решения (за исключением протокольных решений) Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в виде отдельного документа.

Определения, запросы и представления Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в порядке, устанавливаемом Конституционным Судом Республики Беларусь.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь вступают в законную силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Статья 25. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь:

организует деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь;

председательствует в заседаниях Конституционного Суда Республики Беларусь, а также выносит на его рассмотрение вопросы, отнесенные к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь;

организует работу по осуществлению контроля за исполнением заключений и решений Конституционного Суда Республики Беларусь;

осуществляет общее руководство Секретариатом Конституционного Суда Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает от должностей работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь;

утверждает в пределах установленной численности работников структуру Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь и штатное расписание Конституционного Суда Республики Беларусь;

вносит Президенту Республики Беларусь и в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь представления по вопросу назначения (избрания) судей Конституционного Суда Республики Беларусь;

вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы, иные организации, должностным лицам предложения о совершенствовании законодательства, а также об устранении нарушений законодательства;

представляет Конституционный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;

ведет личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей и представителей юридических лиц (далее – личный прием), организует работу Конституционного Суда Республики Беларусь по личному приему и рассмотрению обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях других государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляет старший по возрасту судья Конституционного Суда Республики Беларусь.

Статья 26. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь избирается Конституционным Судом Республики Беларусь из состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь:

осуществляет полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей;

руководит работой структурных подразделений Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей;

организует работу по повышению квалификации работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь;

ведет личный прием;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях других государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Статья 27. Научно-консультационный совет при Конституционном Суде Республики Беларусь

При Конституционном Суде Республики Беларусь создается Научно-консультационный совет, положение о котором утверждается Конституционным Судом Республики Беларусь. Персональный состав Научно-консультационного совета утверждается Конституционным Судом Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь.

РАЗДЕЛ III
СТАТУС СУДЬИ И НАРОДНОГО ЗАСЕДАТЕЛЯ

ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ СУДЬИ И НАРОДНОГО ЗАСЕДАТЕЛЯ

Статья 66. Статус судьи

Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судья занимает государственную гражданскую должность, является государственным гражданским служащим, и на него распространяется действие законодательства о государственной службе.

Особенности статуса судьи определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 67. Независимость судьи и народного заседателя, подчинение их только закону

Судья и народный заседатель при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Независимость судьи и народного заседателя обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судьи и народного заседателя, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судью и народного заседателя с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

Статья 68. Несменяемость судьи

Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом.

Статья 69. Неприкосновенность судьи и народного заседателя

Судья является неприкосновенным в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и (или) принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их вина в совершении преступления против интересов службы либо вина судьи в вынесении заведомо неправосудного судебного постановления.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, народного заседателя, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также на их задержание или применение к ним иных мер процессуального принуждения, связанных с лишением личной свободы, одновременно принимается решение о приостановлении полномочий судьи или освобождении народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу.

Производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Статья 70. Деятельность, не совместимая с должностью судьи

На судью распространяются ограничения, связанные с государственной гражданской службой.

Судьи не могут быть депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами местных Советов депутатов, членами Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата, а также членами политических партий.

Статья 71. Права и обязанности судей и народных заседателей

Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Для осуществления правосудия судья имеет право:

требовать от государственных органов, иных организаций, должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, должностных лиц и иных граждан;

запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе сведения из информационных ресурсов (систем) государственных органов и иных организаций и иметь доступ, в том числе удаленный, к таким информационным ресурсам (системам), содержащим персональные данные, запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе от государственных органов и иных организаций сведения из информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных, заключенного Верховным Судом Республики Беларусь с собственником (владельцем) информационного ресурса (системы).

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва заседания Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу заключений и решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными.

Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе как в порядке и случаях, установленных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

Статья 72. Личное дело, служебное удостоверение судьи, личное дело, удостоверение народного заседателя, резерв кадров судей

Личное дело судьи ведется кадровой службой:

Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь – в отношении судьи Конституционного Суда Республики Беларусь;

Судьям выдаются служебные удостоверения, народным заседателям – удостоверения. Никто не вправе требовать от судьи иных, кроме служебного удостоверения, документов, подтверждающих его статус и полномочия.

Описание и образец служебного удостоверения судьи утверждаются Президентом Республики Беларусь. Описание и образец удостоверения народного заседателя утверждаются Председателем Верховного Суда Республики Беларусь.

—————————————————————————

Часть пятая статьи 72 (в части статуса председателя, заместителей председателя и судей Апелляционного экономического суда) в соответствии с абзацем восьмым статьи 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 285-З вступает в силу со дня образования Апелляционного экономического суда.

__________________________________________________

Порядок формирования и организации работы с резервом кадров на должности судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, председателей Апелляционного экономического суда, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска) устанавливается Президентом Республики Беларусь, а на должности заместителей председателей, судей Апелляционного экономического суда, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), председателей, заместителей председателей, судей районных (городских), специализированных судов – Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.

ГЛАВА 5
СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 73. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами.

На должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь не может быть назначено (избрано):

лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Статья 74. Срок полномочий судей Конституционного Суда Республики Беларусь

Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе судей Конституционного Суда Республики Беларусь – 70 лет. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, достигшие предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, с их согласия могут быть оставлены на государственной гражданской службе без ограничений по сроку в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

На Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе, установленный частью второй настоящей статьи, не распространяется.

Статья 75. Присяга судьи Конституционного Суда Республики Беларусь

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги.

К присяге судьи Конституционного Суда Республики Беларусь приводятся Президентом Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Началом церемонии присяги является оглашение решения о назначении (избрании) на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, после чего присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке. При этом его правая рука находится на Конституции Республики Беларусь.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь приносит присягу следующего содержания:

«Я, (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)), беру на себя обязательство перед народом Республики Беларусь честно, добросовестно и беспристрастно защищать конституционный строй и верховенство Конституции Республики Беларусь».

Судья в период осуществления им своих полномочий в Конституционном Суде Республики Беларусь приводится к присяге один раз.

Акт о принесении присяги подписывается судьей Конституционного Суда Республики Беларусь и хранится в личном деле судьи Конституционного Суда Республики Беларусь.

После приведения к присяге судье Конституционного Суда Республики Беларусь вручаются служебное удостоверение судьи, мантия и другие входящие в комплект предметы одежды, а также Кодекс чести судьи Республики Беларусь. Описание, образец, порядок и нормы обеспечения мантиями и другими входящими в комплект предметами одежды утверждаются Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

ГЛАВА 8
АТТЕСТАЦИЯ СУДЕЙ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КЛАССЫ СУДЕЙ

Статья 87. Квалификационные классы судей

Для судей судов Республики Беларусь устанавливаются следующие квалификационные классы:

высший квалификационный класс 1-го ранга;

высший квалификационный класс 2-го ранга;

первый квалификационный класс;

второй квалификационный класс;

третий квалификационный класс;

четвертый квалификационный класс;

пятый квалификационный класс.

Квалификационные классы присваиваются:

высший квалификационный класс 1-го ранга – Председателю Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда Республики Беларусь;

высший квалификационный класс 2-го ранга – заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, заместителям Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

Статья 89.      Порядок присвоения, понижения и лишения квалификационного класса

Присвоение квалификационных классов Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь при назначении (избрании) их на должность.

ГЛАВА 10
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 103. Основания для привлечения судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:

за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;

за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного дисциплинарного проступка.

Статья 104. Меры дисциплинарного взыскания, которые могут применяться к судьям Конституционного Суда Республики Беларусь

К судьям Конституционного Суда Республики Беларусь могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:

предупреждение;

освобождение от должности.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины.

Статья 105. Сроки применения дисциплинарных взысканий в отношении судей Конституционного Суда Республики Беларусь

Дисциплинарное взыскание к судье Конституционного Суда Республики Беларусь может быть применено не позднее двух месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни судьи и (или) пребывания в отпуске, но не позднее шести месяцев со дня его совершения, а по результатам проверки, проведенной компетентными органами, – не позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается срок производства по уголовному делу.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания судья Конституционного Суда Республики Беларусь не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Статья 106. Порядок привлечения судьи Конституционного Суда     Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности

До рассмотрения Конституционным Судом Республики Беларусь вопроса о привлечении судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь создается комиссия из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь для проведения служебного расследования.

Комиссия истребует у судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, в отношении которого возник вопрос о привлечении его к дисциплинарной ответственности, письменное или устное объяснение, а также относящиеся к делу документы, принимает иные меры по установлению наличия или отсутствия оснований для привлечения судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности и в установленный Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь срок готовит и представляет соответствующее заключение.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь созывает заседание Конституционного Суда Республики Беларусь по вопросу о привлечении судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности незамедлительно после получения заключения, представленного комиссией.

По результатам рассмотрения вопроса о привлечении судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности Конституционный Суд Республики Беларусь принимает решение:

о вынесении судье Конституционного Суда Республики Беларусь предупреждения;

о наличии оснований для освобождения судьи Конституционного Суда Республики Беларусь от должности и внесении Президенту Республики Беларусь представления о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Республики Беларусь для внесения в установленном порядке соответствующего предложения Всебелорусскому народному собранию;

об отсутствии оснований для привлечения судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности.

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь по вопросу о привлечении судьи Конституционного Суда Республики Беларусь к дисциплинарной ответственности должно быть принято не позднее двух месяцев со дня создания Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь комиссии для проведения служебного расследования.

ГЛАВА 11
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗОБНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ

Статья 107. Приостановление и возобновление полномочий судьи

Полномочия судьи приостанавливаются Президентом Республики Беларусь в случае возбуждения уголовного дела в отношении судьи, привлечения его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также его задержания и иного лишения личной свободы – до вступления в законную силу приговора, постановления о применении в отношении судьи принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела.

Полномочия судьи возобновляются по решению Президента Республики Беларусь в случае, если отпали основания для приостановления полномочий судьи, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

Статья 108. Прекращение полномочий судьи

Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут быть прекращены в случае:

отставки;

подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

достижения предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением случая, предусмотренного частью второй статьи 74 настоящего Кодекса;

истечения срока его полномочий;

отказа от принесения присяги;

прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты, получения гражданства (подданства) другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь;

назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной гражданской службой;

грубого нарушения служебных обязанностей, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами, совершения проступка, не совместимого с нахождением на государственной гражданской службе;

вступления в законную силу обвинительного приговора;

вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

признания судьи не способным по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи (при наличии медицинского заключения);

смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.

Прекращение полномочий Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании личного письменного заявления судьи об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию, представления Конституционного Суда Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным абзацами девятым и десятым части первой настоящей статьи, либо представления Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь по иным основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи.

О прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Республики Беларусь Президент Республики Беларусь уведомляет Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Процедуру досрочного прекращения полномочий председателей, заместителей председателей и судей судов Республики Беларусь вправе инициировать должностные лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами возбуждать дисциплинарное производство.

При прекращении полномочий председателей и заместителей председателей судов в связи с истечением срока, на который они были назначены (избраны), за ними сохраняются полномочия судей соответствующих судов, если срок таких полномочий не истек.

Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь или в день, указанный в данном решении. При этом не допускается прекращение полномочий судьи в связи с истечением срока его полномочий, установленного настоящим Кодексом, или достижением им предельного возраста нахождения в должности судьи до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием этого судьи. Выход на работу судьи, находившегося в социальном отпуске, является основанием для прекращения полномочий судьи, назначенного на его должность. Решение о прекращении полномочий судьи принимается Президентом Республики Беларусь.

В случае отмены обвинительного приговора или постановления суда о применении в отношении судьи принудительных мер безопасности и лечения, а также решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным либо об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим судья может быть восстановлен в должности судьи Президентом Республики Беларусь.

ГЛАВА 12
ОТСТАВКА СУДЬИ

Статья 109. Отставка судьи

Судья имеет право на отставку в порядке и на условиях, определенных законодательством о государственной службе.

Статья 110. Права и гарантии судьи, вышедшего в отставку

За судьей, вышедшим в отставку, сохраняются право участия в деятельности органов судейского сообщества и иные гарантии, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

При выходе судьи в отставку в его служебном удостоверении проставляется штамп «В отставке» и указывается дата начала отставки.

Статья 111. Прекращение отставки судьи

Отставка судьи прекращается в случае прекращения гражданства Республики Беларусь, умышленного нарушения законодательства или совершения порочащего поступка, не совместимых с высоким званием судьи.

Отставка судьи прекращается Президентом Республики Беларусь.

Отставка судьи прекращается также в связи со смертью судьи или объявлением его в установленном порядке умершим. 

РАЗДЕЛ V
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ И ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

ГЛАВА 21
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Статья 173. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в пределах предоставленных полномочий осуществляется:

Секретариатом Конституционного Суда Республики Беларусь – в отношении Конституционного Суда Республики Беларусь;

Конституционный Суд Республики Беларусь и Верховный Суд Республики Беларусь в соответствии со своей компетенцией:

разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации деятельности судов Республики Беларусь и ее совершенствованию;

осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников Секретариата, аппаратов судов;

организуют работу по материально-техническому обеспечению деятельности судов и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики;

разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей;

осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с законодательством.

Соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют судам необходимые помещения, обеспечивая их постоянное техническое обслуживание.

Статья 174. Секретариат (аппарат) суда

Секретариат (аппарат) суда обеспечивает работу суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства, выполнению иных функций, а также осуществляет меры по организационному обеспечению деятельности суда.

Председатели судов для непосредственного обеспечения возложенных на них полномочий имеют помощников.

Численность работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь, аппаратов судов общей юрисдикции устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Работники Секретариата (аппарата) суда, за исключением лиц, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание суда, являются государственными гражданскими служащими. Работники Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся государственными гражданскими служащими, приравниваются по условиям оплаты труда, социально-бытового, материального и иного обеспечения, медицинского обслуживания к соответствующим категориям работников Аппарата Совета Министров Республики Беларусь.

Уполномоченные работники Секретариата (аппарата) суда в целях обеспечения работы суда по осуществлению правосудия вправе осуществлять полномочия, предусмотренные абзацем четвертым части второй статьи 71 настоящего Кодекса.

ГЛАВА 22
ФИНАНСИРОВАНИЕ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ИМУЩЕСТВО СУДОВ

Статья 178. Финансирование судов Республики Беларусь

Финансирование судов Республики Беларусь должно обеспечивать возможность эффективного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законодательными актами.

Финансирование судов осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников в соответствии с законодательными актами.

Расходы на содержание судов предусматриваются в республиканском бюджете на очередной финансовый год отдельными строками.

Статья 179. Имущество судов

Здания и другие помещения, а также транспортные средства, оргтехника, средства связи и иные средства, необходимые для обеспечения деятельности судов, не могут использоваться для других целей.

Ухудшение условий размещения судов запрещается.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Республики Беларусь, судам общей юрисдикции для осуществления их деятельности, является республиканской собственностью и находится в их оперативном управлении. Судам общей юрисдикции для осуществления их деятельности может также передаваться имущество, находящееся в государственной собственности, по договорам безвозмездного пользования.

_______________________________

* В Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей внесены изменения статьей 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 285-З «Об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей» , который официально опубликован 21 июля 2023 г.

В силу статьи 4 данного Закона его отдельные положения, касающиеся организации и деятельности Конституционного Суда, вступают в силу соответственно с 1 октября 2023 г. и со дня формирования Всебелорусского народного собрания.