Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
16 апреля 2014 г. № Р-917/2014
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам минимальной заработной платы»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам минимальной заработной платы».

 

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам минимальной заработной платы» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам минимальной заработной платы» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 апреля 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 11 апреля 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом излагаются в новой редакции статья 59 Трудового кодекса Республики Беларусь, определяющая минимальную заработную плату, порядок ее установления и повышения, и Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы».

 

1. При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Согласно Конституции Республика Беларусь является социальным правовым государством (часть первая статьи 1); человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, которое ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (части первая и вторая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (части первая и вторая статьи 21).

 

В пункте 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

 

В пункте «а» статьи 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признается право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, с равной платой за равный труд; удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями данного Пакта.

 

Статьей 1 Конвенции о создании процедуры установления минимальной заработной платы (ратифицирована постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10 июня 1993 года) предусмотрено, что каждый Член Международной Организации Труда, ратифицирующий данную Конвенцию, обязуется ввести или сохранить процедуру, с помощью которой могут устанавливаться минимальные ставки заработной платы трудящихся, занятых в определенных отраслях или секторах промышленности (и, в частности, в домашнем производстве), в которых не существует установленной процедуры эффективного регулирования заработной платы посредством коллективного договора или иным путем и где заработная плата исключительно низка.

 

Таким образом, из приведенных положений Конституции и международно-правовых актов следует, что государство обязано заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, в том числе путем установления минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.

 

1.1. Статьей 1 Закона статья 59 Трудового кодекса излагается в новой редакции, согласно которой минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора; порядок установления и повышения минимальной заработной платы определяется законодательством.

 

Аналогичное определение минимальной заработной платы содержится в абзаце втором статьи 1 излагаемого в новой редакции Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон о минимальной заработной плате) (статья 2 Закона).

 

Такое правовое регулирование основывается на принципе верховенства права (статья 7 Конституции) и вытекающем из него принципе правовой определенности, одним из элементов которого является согласованность нормативных правовых актов, регулирующих сходные правовые отношения.

 

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое законодателем определение минимальной заработной платы отвечает ее пониманию как государственного минимального социального стандарта, то есть минимального уровня государственных гарантий социальной защиты, имеющего целью удовлетворение основных потребностей человека, а также реализацию закрепленных Конституцией социальных прав граждан.

 

Кроме того, на соблюдение принципа правовой определенности, предполагающего, что закон должен быть четким, понятным и недвусмысленным, направлена норма части первой статьи 6 Закона о минимальной заработной плате, согласно которой минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников.

 

1.2. В соответствии с частью пятой статьи 13 Конституции государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

 

С учетом данных конституционных положений Конституционный Суд оценивает норму Закона о минимальной заработной плате, согласно которой размер месячной минимальной заработной платы определяется с учетом экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, потребностей работников в материальных благах и услугах, уровня занятости и производительности труда, прогнозного значения роста потребительских цен, уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике в целом (часть вторая статьи 4). При этом в части третьей статьи 6 Закона о минимальной заработной плате предусматривается, что работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с данным Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

 

По мнению Конституционного Суда, данное законодательное регулирование согласуется с конституционным положением, определяющим Республику Беларусь как социальное государство, отвечает всесторонней обоснованности установления и применения государственных минимальных социальных стандартов исходя из экономических возможностей государства, а также направлено на защиту социальных прав и интересов человека и гражданина, предусмотренных в Конституции и международно-правовых актах, участницей которых является Республика Беларусь.

 

1.3. В соответствии со статьей 107 Конституции Правительство Республики Беларусь разрабатывает основные направления внутренней политики и принимает меры по их реализации; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой и денежной политики, государственной политики в области социального обеспечения и оплаты труда; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан.

 

Исходя из данных конституционных положений, Конституционный Суд оценивает нормы статьи 4 Закона о минимальной заработной плате, согласно которым Совет Министров Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профессиональных союзов при разработке прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определяет соотношение размеров месячной минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, обеспечивая ежегодное сближение их размеров (часть третья); размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров ежегодно с 1 января с учетом части второй данной статьи и соотношения размеров месячной минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, определенного в соответствии с частью третьей данной статьи (часть четвертая).

 

Конституционный Суд считает, что предусматриваемый законодательный подход направлен на усиление государственных гарантий в области оплаты труда с учетом минимального потребительского бюджета и основан на конституционных полномочиях Правительства.

 

1.4. В силу части третьей статьи 41 Конституции граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на заключение коллективных договоров (соглашений).

 

Конституционный Суд отмечает, что законодатель, исходя из данного конституционного положения, в части шестой статьи 4 Закона о минимальной заработной плате предусматривает, что коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с данным Законом.

 

Закрепление указанной нормы свидетельствует об установлении на уровне закона дополнительных социальных гарантий работающим гражданам с учетом экономических и финансовых возможностей нанимателя и согласуется с конституционной нормой, определяющей, что лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (часть первая статьи 42 Конституции).

 

2. В Законе о минимальной заработной плате предусматривается приоритет международных договоров Республики Беларусь в регулируемой им сфере. Так, действие названного Закона распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь (статья 2); если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора (часть вторая статьи 3).

 

Такой подход законодателя соответствует положениям статьи 8 Конституции, в силу которых Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая); не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции (часть третья).

 

3. Конституционный Суд также отмечает, что в государстве, основывающемся на верховенстве права, важное значение имеет соблюдение конституционного права каждого на судебную защиту. Из анализа содержания Закона о минимальной заработной плате следует, что на реализацию указанного права направлены положения данного Закона, согласно которым нарушение законодательства об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами (статья 8); споры по вопросам применения законодательства об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы рассматриваются комиссией по трудовым спорам и (или) судом (статья 9).

 

Предусматриваемое правовое регулирование основывается на конституционных принципах и нормах и согласуется с частью первой статьи 60 Конституции, закрепляющей, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

 

Из выявленного конституционно-правового смысла положений Закона следует, что он определяет правовую основу установления и порядка повышения минимальной заработной платы и направлен на реализацию принципов и норм Конституции, а также норм международно-правовых актов по вопросам минимальной заработной платы.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали с учетом компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам минимальной заработной платы» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич