27 декабря 2013 г. № Р-906/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств».
Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 5 декабря
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Закон является актом о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (далее, если не указано иное, – Конвенция), подписанной в г. Кишиневе 7 октября 2002 года.
1. Конвенция имеет целью определение стандартов демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств. Конвенция предусматривает также обязательства государств – участников Конвенции (статья 19), права, предоставляемые независимо от данной Конвенции (статья 20), статус Межгосударственного избирательного совета (статья 21). В статьях 22–26 Конвенции содержатся положения, определяющие порядок вступления Конвенции в силу, присоединения к Конвенции и выхода из нее, внесения изменений и дополнений в Конвенцию, а также разрешения споров, связанных с применением или толкованием Конвенции.
Конвенция вступила в силу 11 ноября 2003 года. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Конвенции она открыта для присоединения других государств, готовых принять на себя обязательства, вытекающие из данной Конвенции.
2. Статьей 1 Закона устанавливается, что Республика Беларусь присоединяется к Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств со следующей оговоркой: «Реализация Конвенции осуществляется Республикой Беларусь на основании верховенства Конституции Республики Беларусь и в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 19 Конвенции».
В соответствии с частью первой статьи 26 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» при обмене нотами, письмами или иными документами, образующими многосторонний международный договор, подписании, ратификации, утверждении (принятии) многосторонних международных договоров, присоединении к таким международным договорам или при правопреемстве в отношении таких международных договоров Республикой Беларусь могут быть сделаны оговорки в соответствии с условиями международного договора и международным правом.
Согласно пункту «d» статьи 1 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года (далее – Венская конвенция) «оговорка» означает одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.
В статье 19 Венской конвенции закреплено право государства формулировать оговорку при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, за исключением тех случаев, когда данная оговорка запрещена договором; договор предусматривает только определенные оговорки; или оговорка несовместима с объектом и целями договора.
Рассматриваемая Конвенция не содержит каких-либо положений об оговорках. Предлагаемая в Законе о присоединении оговорка совместима с объектами и целями указанного международного договора.
Предусмотренная Законом оговорка обеспечивает соблюдение требований части третьей статьи 8 Конституции, в силу которой не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.
Кроме того, приведенная в Законе оговорка не препятствует Республике Беларусь осуществлять реализацию Конвенции в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 19 Конвенции, в силу которого Республика Беларусь как государство – участник Конвенции берет на себя обязательство принимать законодательные и другие меры в целях усиления гарантий избирательных прав и свобод для подготовки и проведения демократических выборов, реализации положений указанной Конвенции. Провозглашенные в данной Конвенции стандарты демократических выборов, избирательных прав и свобод могут быть обеспечены путем включения их в конституцию, законодательные акты.
Таким образом, оговорка согласуется с положениями Венской конвенции и статьей 26 Закона «О международных договорах Республики Беларусь».
3. Некоторыми положениями Конвенции устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в Избирательном кодексе Республики Беларусь. Кроме того, отдельные положения, предусмотренные Конвенцией, относятся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированы законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь.
Таким образом, Конвенция подлежит ратификации по основаниям, предусмотренным абзацами третьим и четвертым статьи 19 Закона «О международных договорах Республики Беларусь»:
установление иных правил, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь;
наличие вопросов, относящихся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированных законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь.
Согласно абзацу второму части пятой статьи 23 указанного Закона решение о присоединении Республики Беларусь к международному договору, подлежащему ратификации, принимается Национальным собранием Республики Беларусь в форме закона.
С учетом указанного согласие Республики Беларусь на обязательность для нее Конвенции может быть выражено в форме закона о присоединении, что соответствует положениям части первой статьи 17, абзаца второго части пятой статьи 23 с учетом абзацев третьего и четвертого статьи 19 Закона «О международных договорах Республики Беларусь».
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич