27 декабря 2013 г. № Р-897/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2014 год».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2014 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2014 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 12 декабря
В Законе устанавливаются источники образования бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации (далее – бюджет фонда), порядок формирования и объемы доходов, направления расходов и их объемы, порядок увеличения или уменьшения объемов доходов и расходов, уточнения других показателей бюджета фонда в процессе его исполнения.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В Конституции установлено, что финансово-кредитная система Республики Беларусь включает в том числе финансовые средства внебюджетных фондов (часть первая статьи 132); в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (часть четвертая статьи 133).
Согласно статье 134 Конституции порядок составления, утверждения и исполнения государственных внебюджетных фондов определяется законом. Таким законом является Бюджетный кодекс Республики Беларусь, положениями которого предусмотрено создание государственных внебюджетных фондов, а также регламентируется порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов данных фондов (статьи 20–233). В соответствии со статьей 21 Бюджетного кодекса государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь (пункт 1); создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября
Статьей 1 Закона бюджет фонда на 2014 год утверждается по расходам в сумме 120 000 000 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 120 000 000 тыс. рублей (часть первая); предельный размер дефицита бюджета фонда на 2014 год устанавливается в сумме 0 (ноль) рублей (часть вторая); распорядителем средств государственного внебюджетного фонда гражданской авиации является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (часть третья).
Конституционный Суд отмечает, что данное правовое регулирование основывается на положениях Бюджетного кодекса, согласно которым распорядителями средств государственного внебюджетного фонда являются государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, на которые возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию (пункт 3 статьи 20); размеры доходов, расходов, дефицита и источников его финансирования или размер профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются ежегодно законодательными актами (пункт 5 статьи 22).
Согласно приложению 1 к Закону (пункт 1 статьи 2 Закона) доходная часть бюджета фонда в 2014 году формируется за счет неналоговых доходов в виде доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от осуществления приносящей доходы деятельности, а также прочих неналоговых доходов. Данное положение согласуется с пунктом 1 статьи 22 Бюджетного кодекса, устанавливающим, что доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, которые учитываются в доходах бюджетов в соответствии со статьей 24 данного Кодекса. В свою очередь статьей 24 Бюджетного кодекса определено, что к неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, другие неналоговые доходы (подпункты 4.1, 4.3 пункта 4).
За счет средств бюджета фонда пунктом 2 статьи 2 Закона и приложением 2 к Закону предусматривается осуществление капитальных расходов (на приобретение по договору финансовой аренды (лизинга) новых воздушных судов; строительство, реконструкцию организациями зданий, инженерных, транспортных коммуникаций и сооружений, их модернизацию; приобретение оборудования, выполнение проектно-изыскательских работ по объектам гражданской авиации), а также текущих расходов (финансирование работ по поддержанию летной годности парка воздушных судов, эксплуатационной годности аэродромов и аэропортов; создание резерва для оказания на возвратной основе помощи организациям в погашении задолженности за потребленные энергоресурсы и по заработной плате; поддержание в надлежащем состоянии объектов социальной сферы и спортивных сооружений).
Нормы Закона, которыми утверждаются расходы бюджета фонда, также основываются на положении Бюджетного кодекса, предусматривающем, что средства государственных внебюджетных фондов используются на цели, определенные законодательными актами об этих фондах (пункт 3 статьи 22).
При анализе данных норм Закона Конституционный Суд руководствуется положениями статьи 7 Конституции, согласно которым в Республике устанавливается принцип верховенства права (часть первая); государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть вторая).
Таким образом, Закон направлен на государственную поддержку и укрепление материально-технической базы гражданской авиации, что согласуется с конституционными принципами и нормами, в том числе с положениями Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2014 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич