Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 декабря 2013 г. № Р-895/2013
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2014 год»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2014 год».

 

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2014 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2014 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 12 декабря 2013 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 декабря 2013 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом определяются объемы бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на 2014 год, источники его формирования, цели использования, порядок исполнения бюджета фонда и внесения в него изменений в процессе исполнения.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Положениями Конституции предусматривается, что государственная  политика Республики Беларусь как социального правового государства (часть первая статьи 1) направлена на создание условий для свободного и достойного развития личности (часть вторая статьи 2), обеспечение достойного уровня жизни (часть вторая статьи 21), реализацию права на социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статья 47).

 

Гарантии реализации указанных конституционных прав предусмотрены нормами Закона.

 

1. Статьей 1 Закона утверждается бюджет фонда на 2014 год по расходам в сумме 93 631 725 100 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 95 039 150 100 тыс. рублей с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 1 407 425 000 тыс. рублей.

 

Согласно статье 2 Закона доходы бюджета фонда формируются за счет взносов на государственное социальное страхование; субвенций на возмещение расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, получаемых из республиканского бюджета; неналоговых доходов и других поступлений, предусмотренных законодательством.

 

В структуре взносов на государственное социальное страхование основную часть составляют обязательные страховые взносы (91 424 374 100 тыс. руб.), тогда как взносы на профессиональное пенсионное страхование определяются в сумме 983 304 000 тыс. руб. Неналоговые доходы устанавливаются в сумме 1 303 472 000 тыс. руб.

 

Такой законодательный подход в части определения структуры взносов и их объемов согласуется с положениями Конституции, предусматривающими обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56).

 

2. Поскольку бюджет фонда имеет целевое назначение, это обусловливает установление в статье 3 Закона целей его расходования согласно приложению 2 к Закону.

 

Указанным приложением, в частности, определяется расходование бюджета фонда на выплату трудовых пенсий, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий в сумме 72 049 052 100 тыс. руб.; выплату пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, пособий по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособий на погребение – в сумме 19 528 921 000 тыс. руб.; предусматриваются также расходы бюджета фонда на выплаты пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь; оказание материальной помощи нуждающимся пожилым людям и нетрудоспособным гражданам; финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения; финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления и др.

 

Конституционный Суд считает, что указанные положения Закона направлены на обеспечение гарантированных Конституцией социальных прав граждан, в том числе на государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (статья 32), социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47), охрану здоровья (статья 45), реализацию положений о занятости населения (статья 41).

 

3. В части второй статьи 1 Закона устанавливается, что распорядителем средств бюджета фонда является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Такое правовое регулирование согласуется с пунктом 3 статьи 20 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, предусматривающим, что распорядителями средств государственного внебюджетного фонда являются государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, на которые возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2014 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич