26 декабря 2013 г. № Р-884/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования земельных отношений».
Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования земельных отношений» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования земельных отношений» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 12 декабря
Принятие Закона обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования порядка изъятия и предоставления земельных участков, обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, согласования норм Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс о земле) с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 5 июня
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В соответствии с Конституцией собственность может быть государственной и частной; государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства; земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (части первая, вторая, четвертая и шестая статьи 13); государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (часть вторая статьи 46).
На реализацию указанных конституционных норм направлен ряд положений Закона. В частности, в статье 2 Закона предусматривается, что Минский городской, городские (городов областного, районного подчинения) и районные исполнительные комитеты обязаны формировать перечни участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам и (или) организациям, в установленном порядке созданным в Республике Беларусь этими инвесторами либо с их участием, для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами (пункты 6 и 7).
В целях упрощения порядка предоставления земельных участков статья 20 Кодекса о земле дополняется новой частью, согласно которой при изъятии и предоставлении земельных участков во временное пользование или аренду сроком до одного года, а также при продлении срока временного пользования такими земельными участками или их аренды не более чем на один год земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование, а право, ограничение (обременение) права на земельный участок – возникшим, перешедшим, прекратившимся с момента, указанного в решении об изъятии и предоставлении земельного участка. При этом заключение договора аренды земельного участка в письменной форме, а также государственная регистрация создания, изменения, прекращения существования земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок не осуществляются (пункт 2 статьи 2 Закона). С учетом данных положений Законом (статья 1) в пункт 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» вносится дополнение, которым закрепляется возможность создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества без государственной регистрации в случае, если иное установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование не только развивает положения статьи 120 Конституции, закрепляющей компетенцию органов местного управления, но и обеспечивает прозрачные условия для всех субъектов хозяйствования, ускоряет предоставление земельных участков для реализации инвестиционных договоров, заключенных Республикой Беларусь, и тем самым создает дополнительные правовые гарантии для формирования благоприятного инвестиционного климата, осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Некоторыми положениями статьи 2 Закона уточняется редакция норм Кодекса о земле в части конкретизации компетенции Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, областных, Минского городского, городских (городов областного, районного подчинения), районных исполнительных комитетов в области использования и охраны земель (пункты 3–7, 11, 12, 18). В частности, в соответствии с пунктом 6 указанной статьи Минский городской, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты могут делегировать администрациям свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, органом управления которых является администрация свободной экономической зоны, свои права по изъятию и предоставлению в аренду резидентам этих зон, парков земельных участков, находящихся в границах свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, и при необходимости на перевод земельных участков из одних категорий в другие, в том числе по подготовке проектов договоров аренды этих земельных участков и их заключению. Решения об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (лесов первой группы) и о переводе таких земель в другие категории могут приниматься областными исполнительными комитетами только при условии согласования с Президентом Республики Беларусь места размещения таких земельных участков, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (пункт 11 статьи 2 Закона).
В соответствии с положениями Конституции и Кодекса о земле государство в лице уполномоченных государственных органов реализует право собственности на землю, определяет категории и виды земель, в том числе в зависимости от их основного целевого назначения, правового режима использования и охраны; в целях обеспечения соответствующих государственных и общественных интересов устанавливает перечень земель, которые не могут быть переданы в частную собственность, а также закрепляет порядок предоставления их землепользователям.
Исходя из необходимости охраны земли как компонента природной среды, особого природного ресурса, являющегося естественным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, государство устанавливает и закрепляет в качестве одного из принципов земельных отношений приоритет использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения и лесных земель лесного фонда для целей, связанных с их назначением (абзац шестой статьи 5 Кодекса о земле).
Вместе с тем с учетом особой ценности сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (лесов первой группы) и конституционного требования рационального использования земли как важнейшей части природной сферы обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, закрепляется необходимость согласования с Президентом Республики Беларусь места размещения указанных земель. По мнению Конституционного Суда, такой подход направлен на обеспечение контроля за рациональным использованием природных ресурсов, а также баланса публичных и частных интересов.
Анализ содержания других положений Закона, предусматривающих редакционные уточнения, обеспечивающие ясность и согласованность норм законодательных актов, свидетельствует об их направленности на дальнейшее совершенствование законодательного регулирования земельных отношений, что отвечает принципу верховенства права (статья 7 Конституции) и вытекающему из него принципу правовой определенности.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования земельных отношений» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич