26 декабря 2013 г. № Р-878/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей».
Заслушав судью-докладчика Сергееву О.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей», Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря
Закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, касающихся деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, а также на согласование норм Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс) с нормами ряда иных законодательных актов.
Законом вносятся дополнения и изменения в Кодекс, в соответствии с которыми в том числе уточняются задачи и компетенция Конституционного Суда, виды принимаемых Конституционным Судом решений и порядок их действия, полномочия Председателя Конституционного Суда.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную; государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
В развитие указанных норм наиболее важные положения о правовом статусе и деятельности органов государственной власти нашли закрепление в других статьях Конституции. В главе 6 раздела IV Конституции регламентируются вопросы судов, в том числе Конституционного Суда. Так, согласно статье 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам; судоустройство в Республике Беларусь определяется законом (части первая и третья).
Статьей 116 Конституции установлено, что контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом (часть первая); компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом (часть седьмая).
Учитывая изложенное, Конституционный Суд считает, что Закон направлен на реализацию указанных положений статей 6, 109, 116 Конституции.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона часть первая статьи 6 Кодекса с целью конкретизации задач Конституционного Суда дополняется положениями, устанавливающими, что Конституционный Суд призван защищать конституционный строй Республики Беларусь, гарантированные Конституцией Республики Беларусь права и свободы человека и гражданина.
Конституция возлагает на государство обязанность защищать конституционный строй (часть третья статьи 1), а также закрепляет в разделе I такие его основы, как государственный суверенитет, приоритет прав и свобод человека, народовластие, разделение властей, идеологическое многообразие, равенство форм собственности и др.
По мнению Конституционного Суда, возложение на Конституционный Суд задачи по защите конституционного строя Республики Беларусь, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина обоснованно, поскольку вытекает из сущности конституционного контроля, конституционно-правового статуса Конституционного Суда, его предназначения по осуществлению судебной власти посредством конституционного судопроизводства.
3. Законом (пункт 4 статьи 1) статья 22 Кодекса, определяющая компетенцию Конституционного Суда, излагается в новой редакции. Нормами Закона устанавливаются полномочия Конституционного Суда, в том числе по принятию решений в порядке обязательного предварительного контроля о соответствии законов, принятых Палатой представителей Национального собрания и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции, до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь, Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь (далее – обязательный предварительный контроль конституционности законов); по официальному толкованию по предложениям Президента Республики Беларусь декретов или указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; по изложению позиции Конституционного Суда о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.
Конституционный Суд полагает, что закрепление указанных полномочий Конституционного Суда в Кодексе отвечает предписаниям части седьмой статьи 116 Конституции, согласно которой компетенция Конституционного Суда определяется законом, направлено на повышение его роли как органа конституционного контроля при решении возложенных на него задач, в том числе по обеспечению верховенства Конституции и ее непосредственного действия, защите прав и свобод человека и гражданина.
В абзаце восьмом части третьей статьи 22 Кодекса устанавливается, что Конституционный Суд принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.
Конституционный Суд отмечает, что наделение Конституционного Суда правом принимать решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности обоснованно, вытекает из его конституционно-правового статуса, направлено на обеспечение законности в нормотворчестве и правоприменении, а также создание правового механизма для более полной реализации конституционных прав и свобод граждан.
В излагаемой в новой редакции статье 22 Кодекса расширяется круг международных договоров, которые могут быть проверены Конституционным Судом на соответствие Конституции, путем отнесения к ним не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь. По мнению Конституционного Суда, наделение Конституционного Суда полномочием на основании предложений Президента Республики Беларусь принимать решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции согласуется с частью третьей статьи 8 Конституции, согласно которой не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.
4. Конституционный Суд обращает внимание на нормы части четвертой новой редакции статьи 22 Кодекса (пункт 4 статьи 1 Закона), в силу которых государственные органы, не указанные в частях первой и третьей данной статьи, иные организации, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обращаются с инициативой о внесении предложений не только по вопросу проверки конституционности нормативных правовых актов (как предусмотрено действующей редакцией указанной статьи), но и по другим вопросам, рассмотрение которых подведомственно Конституционному Суду, к Президенту Республики Беларусь, органам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд таких предложений; инициативные обращения подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством.
Конституционный Суд констатирует, что конституционно-правовой смысл данных норм заключается в закреплении в них косвенного доступа граждан и организаций к конституционному правосудию, то есть права обратиться в Конституционный Суд в опосредованной форме. Предоставление гражданам и организациям права обратиться к субъектам, уполномоченным в соответствии с частью четвертой статьи 116 Конституции внести в Конституционный Суд соответствующее предложение, имеет надлежащую конституционную основу, на что указывалось в решениях Конституционного Суда от 26 марта
Поддерживая данные выводы, изложенные и в других решениях, Конституционный Суд полагает, что в части четвертой излагаемой в новой редакции статьи 22 Кодекса учтена правовая позиция Конституционного Суда о необходимости правового регулирования порядка рассмотрения и принятия решений по инициативным обращениям, поскольку указанной нормой предусматривается, что инициативные обращения подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством. При этом конституционно-правовой смысл приведенной нормы, с учетом правовых позиций Конституционного Суда, состоит также в том, что в законодательстве должен быть предусмотрен особый порядок рассмотрения уполномоченными органами инициативных обращений граждан и организаций.
5. В частях седьмой и восьмой новой редакции статьи 24 Кодекса, регламентирующей вопросы принимаемых Конституционным Судом решений, устанавливается, что заключения и решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат; заключения и решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами (пункт 4 статьи 1 Закона).
Оценивая указанные нормы Закона, Конституционный Суд исходит из того, что согласно Конституции Конституционный Суд принадлежит к судебной ветви власти; в силу этого только данный государственный орган наделен правом контроля за конституционностью нормативных правовых актов (часть первая статьи 116); в Конституции не установлен орган, наделенный правом пересмотра актов Конституционного Суда. Конституционный Суд является специальным судебным органом конституционного контроля в государстве, не поднадзорен другим инстанциям и осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией, Кодексом и законодательством о конституционном судопроизводстве. Конституционный Суд дает оценку позиции законодателя или иного нормотворческого органа, признавая нормативный правовой акт или его отдельные нормы соответствующими (не соответствующими) Конституции. В связи с этим значение заключений и решений Конституционного Суда определяется не только конституционно-правовым статусом данного органа, его независимым положением, но и предписаниями частей первой и третьей статьи 7 Конституции, согласно которым в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими Конституции, не имеют юридической силы.
Конституционный Суд считает, что нормы частей седьмой и восьмой статьи 24 Кодекса, излагаемой Законом в новой редакции, основаны на конституционных положениях и направлены на обеспечение верховенства Конституции.
С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что вносимые в Кодекс дополнения и изменения отвечают положениям Конституции, имеют целью дальнейшее их развитие, а также повышение роли Конституционного Суда как органа конституционного контроля в государстве.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич