Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4 декабря 2013 г. № Р-863/2013
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь  «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

 

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 ноября 2013 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 27 ноября 2013 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью уточнения законодательного регулирования отношений в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обеспечиваемого нормами Закона Республики Беларусь от 21 июня 2002 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в целях их согласования с положениями ряда законодательных актов, в том числе Декрета Президента Республики Беларусь от 31 октября 2000 г. № 21 «О мерах по обеспечению порядка при совершении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями» (с изменениями и дополнениями), Закона от 15 июля 2010 года «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства», а также с международными обязательствами Республики Беларусь, принятыми в соответствии с международными договорами, в частности Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

 

Статьей 1 Закона вносятся изменения и дополнения в Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Закон о драгоценных металлах) путем изложения его в новой редакции. В соответствии с частью первой статьи 3 Закона о драгоценных металлах этим Законом устанавливаются правовые основы регулирования отношений в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Республике Беларусь, в том числе определяются цели, способы и особенности государственного регулирования деятельности юридических лиц, граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей, полномочия органов государственного управления в указанной сфере деятельности, правила совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями между гражданами.

 

В части второй указанной статьи Закона о драгоценных металлах предусматривается, что данным Законом не регулируется порядок осуществления операций с драгоценными камнями, отнесенными в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, к непригодным для изготовления ювелирных и других бытовых изделий.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Согласно Конституции Республика Беларусь провозглашена правовым государством (часть первая статьи 1), в котором устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции).

 

В статье 13 Конституции закреплено, что собственность может быть государственной и частной (часть первая); государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (часть вторая); государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая); государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая).

 

Положениями Закона о драгоценных металлах в отношении регулируемой им сферы развиваются указанные конституционные принципы и нормы, поскольку драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них являются составной частью золотовалютного запаса государства, используемого в виде одного из средств обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, резерва при международных расчетах, выступают в качестве одного из источников формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, составляющего часть казны Республики Беларусь.

 

2. В статье 4 Закона о драгоценных металлах определяются субъекты правоотношений в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, к которым законодатель относит государство в лице соответствующих государственных органов, Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска, воинские формирования и военизированные организации Республики Беларусь, иные юридические лица, граждан, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Республики Беларусь.

 

В соответствии с данной статьей во взаимосвязи со статьей 3 Закона о драгоценных металлах в качестве субъектов правоотношений в указанной сфере деятельности наряду с гражданами Республики Беларусь и иностранными гражданами признаются также лица без гражданства. Тем самым устраняется существующий законодательный пробел, правовое регулирование согласовывается с положением статьи 11 Конституции, в силу которого иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

 

3. Конституционный Суд отмечает, что нормами статей 8–12 Закона о драгоценных металлах уточняются законодательные подходы к определению полномочий Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства культуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и иных государственных органов по государственному регулированию и контролю в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

 

Закрепляемые Законом о драгоценных металлах полномочия Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь по государственному регулированию и контролю в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями согласуются с положениями соответственно части второй статьи 79, пункта 30 статьи 84, абзацев пятого и десятого статьи 107 Конституции, устанавливающими, что Президент Республики Беларусь гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, обеспечивает экономическую стабильность Республики Беларусь, осуществляет  иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами; Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

 

4. Принципу правовой определенности отвечает законодательный подход, заключающийся в уточнении перечня основных терминов, используемых в Законе о драгоценных металлах, и даче их определений. Так, в статье 1 Закона о драгоценных металлах закрепляются определения новых терминов «государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом Республики Беларусь», «деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями», «уникальные янтарные образования»; уточняются определения таких терминов, как «лом и отходы драгоценных металлов», «мерные слитки», «отходы драгоценных камней», «производство драгоценных металлов», «ювелирные и другие бытовые изделия»; конкретизируется содержание деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями как совокупности операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, осуществляемых субъектами  правоотношений в данной сфере.

 

При этом Конституционный Суд отмечает, что предусматриваемый Законом о драгоценных металлах понятийный аппарат согласуется с терминами и их определениями, закрепленными в Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134, что обеспечивает единообразное понимание и применение норм Закона о драгоценных металлах.

 

5. Законом о драгоценных металлах устанавливаются ограничения и запреты на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

 

5.1. В частности, в статье 20 Закона о драгоценных металлах определяется, что аффинаж драгоценных металлов, рекуперацию драгоценных камней, скупку драгоценных металлов и драгоценных камней у граждан в изделиях и ломе осуществляют только юридические лица, имеющие право осуществлять такую деятельность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (часть первая).

 

В части третьей указанной статьи Закона о драгоценных металлах предусматривается запрет на совершение сделок с необработанными драгоценными камнями, классификационные характеристики которых не определены, осуществление операций по покупке у граждан и продаже гражданам самородков драгоценных металлов, государственных наград Республики Беларусь, СССР и БССР из драгоценных металлов и драгоценных камней, необработанных драгоценных камней в сыром (естественном) виде, драгоценных металлов и драгоценных камней в сырье, промышленной продукции, деталях и полуфабрикатах, а также по продаже гражданам лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней.

 

Оценивая приведенные положения Закона о драгоценных металлах, которыми вводятся ограничения и запреты на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, Конституционный Суд исходит из положений статей 13 и 44, а также части первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав допускается в случаях, предусмотренных законом, в интересах в том числе национальной безопасности. Одной из составляющих национальной безопасности является экономическая безопасность, достигаемая посредством обеспечения защиты экономических интересов Республики Беларусь, что определено в качестве первостепенной цели государственного регулирования и контроля в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями (статья 6 Закона о драгоценных металлах).

 

С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что устанавливаемые законодателем ограничения и запреты не искажают сущности права субъектов хозяйствования на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, права собственности и составляющих правомочий данного права – владения, пользования и распоряжения при соблюдении конституционного требования о том, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности.

 

5.2. В Законе о драгоценных металлах закрепляются правила совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями между гражданами, а также особенности проведения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями с участием граждан.

 

В частности, в части первой статьи 18 Закона о драгоценных металлах предусматривается, что операции по покупке у граждан ювелирных и других бытовых изделий, мерных слитков, изготовленных из драгоценных металлов монет и зубопротезных дисков, лома указанных изделий, а также сусального золота и серебра, ограненных драгоценных камней осуществляются только юридическими лицами, имеющими право осуществлять такую деятельность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, если иное не установлено данным Законом.

 

В соответствии с частью второй указанной статьи Закона о драгоценных металлах операции по продаже гражданам ювелирных и других бытовых изделий, изготовленных из драгоценных металлов зубопротезных дисков, а также сусального золота и серебра осуществляются только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право осуществлять такую деятельность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а операции по продаже гражданам монет из драгоценных металлов (за исключением монет из драгоценных металлов, находящихся в обращении и являющихся платежным средством Республики Беларусь), мерных слитков и ограненных драгоценных камней – Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, имеющими право осуществлять такую деятельность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

 

Законодатель не допускает также заключения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями между гражданами, находящимися в Республике Беларусь, если такие сделки не связаны в соответствии с законодательством Республики Беларусь с предпринимательской деятельностью, за исключением случаев их дарения, в том числе пожертвования; завещания и приобретения их по праву наследования; купли-продажи и обмена в целях коллекционирования и тезаврации (накопления) монет из драгоценных металлов; купли-продажи ювелирных и других бытовых изделий, имеющих оттиск государственного пробирного клейма Республики Беларусь либо оттиск государственного пробирного клейма СССР (статья 21 Закона о драгоценных металлах).

 

Конституционный Суд считает, что установление особенностей осуществления субъектами хозяйствования операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями с участием граждан, а также правил совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями между гражданами обусловлено особым правовым режимом обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в гражданском обороте.

 

При этом Конституционный Суд отмечает следующее.

 

С одной стороны, приведенные положения Закона о драгоценных металлах ограничивают закрепленное в части второй статьи 44 Конституции, пункте 1 статьи 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) право собственности граждан, предполагающее возможность по своему усмотрению отчуждать имущество в собственность другим лицам, а также распоряжаться имуществом иным образом, поскольку они не вправе по своему усмотрению выбрать контрагента по операции (сделке). С другой стороны, осуществление права собственности имеет пределы, установленные частью шестой статьи 44 Конституции и пунктом 2 статьи 210 ГК, в силу которых осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

 

В целях проведения единой политики, направленной на рациональное использование драгоценных металлов и драгоценных камней, поддержания необходимого уровня наполняемости Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, составляющего часть казны Республики Беларусь, государство вправе устанавливать особые правила осуществления гражданами и организациями операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

 

Предусматриваемые Законом о драгоценных металлах ограничения и запреты, направленные на достижение конституционно значимых целей и обеспечивающие должный баланс между конституционными правами и интересами граждан и организаций и публичными интересами государства и общества, оправданны, отвечают принципам разумности и справедливости, защищаемым конституционным ценностям и согласуются с требованиями статьи 23 Конституции.

 

6. Конституционный Суд констатирует наличие в Законе о драгоценных металлах нормы, нуждающейся в уяснении ее конституционно-правового смысла.

 

Так, в статье 22 Закона о драгоценных металлах предусматривается, что лица, виновные в неисполнении либо ненадлежащем исполнении данного Закона, а также иных актов законодательства Республики Беларусь в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Конституционный Суд считает, что с учетом требований статьи 23 Конституции ответственность за правонарушения в указанной сфере должна устанавливаться на законодательном уровне, в связи с чем термин «законодательство» для целей применения названной статьи следует понимать в более узком смысле – как законодательные акты.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                  П.П.Миклашевич