5 июля 2013 г. № Р-837/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам ипотеки».
Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам ипотеки» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам ипотеки» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 июня
Законом вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об ипотеке» (далее – Закон об ипотеке) в целях совершенствования правового регулирования ипотечных отношений, а также согласования норм Закона об ипотеке с нормами законодательных актов, принятых позднее, в частности Декрета Президента Республики Беларусь от 1 марта
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В Республике Беларусь как правовом государстве устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 1, части первая и вторая статьи 7 Конституции). Соблюдение данного принципа во взаимосвязи с требованиями статьи 52 Конституции означает, что не только государство, его органы и должностные лица, но и все организации и граждане должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь согласно части первой статьи 21 Конституции является высшей целью государства; государство в соответствии с частью третьей указанной статьи гарантирует права и свободы граждан Республики Беларусь, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.
Предоставляя всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части вторая и пятая статьи 13 Конституции).
Ипотечные отношения связаны с отношениями собственности и реализацией собственником предоставленных ему конституционных полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом (часть вторая статьи 44 Конституции). Согласно части шестой данной статьи осуществление собственником права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
Положения проверяемого Закона основываются на приведенных конституционных принципах и нормах и направлены прежде всего на уточнение перечня имущества, которое не может быть предметом ипотеки, определение субъектов, могущих выступать в качестве залогодателей в случаях, когда имущество, находящееся в частной или государственной собственности, передано в оперативное управление, упорядочение порядка и условий передачи в ипотеку имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, установление порядка обращения взыскания на имущество, являющееся предметом ипотеки, без обращения в суд на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодателя с залогодержателем.
Уточнение Законом правового регулирования ипотечных отношений направлено на создание необходимых условий для совершенствования механизмов реализации приведенных выше конституционных положений в части защиты прав и законных интересов как залогодержателей, так и залогодателей, эффективного развития ипотеки как способа обеспечения исполнения обязательств.
2. Конституционный Суд обращает внимание на уточнение законодательных положений, касающихся определения субъектов, которые могут выступать в качестве залогодателей (пункт 5 статьи 3 Закона). Наряду с собственниками имущества и лицами, которым такое имущество передано в хозяйственное ведение, правом передачи имущества в ипотеку наделяются также лица, за которыми это имущество закреплено на праве оперативного управления. Передача такого имущества в ипотеку осуществляется с согласия собственника данного имущества или уполномоченного им лица (если имущество находится в частной собственности). В случае нахождения имущества в государственной собственности порядок передачи его в ипотеку лицом, за которым это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, устанавливается законодательством о распоряжении государственным имуществом, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.
По мнению Конституционного Суда, такое правовое регулирование обеспечивает защиту прав и законных интересов как собственников этого имущества, так и субъектов права оперативного управления, расширяет возможности соответствующих субъектов хозяйствования по обеспечению ипотекой своих обязательств по хозяйственным договорам, что создает дополнительные условия для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Расширение круга залогодателей, по мнению Конституционного Суда, согласуется с приведенными положениями статей 13 и 44 Конституции. Гарантией защиты прав и законных интересов лиц, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является также установление на законодательном уровне нормы, согласно которой собственник вправе передать в ипотеку имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, только после изъятия такого имущества у лица, за которым оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
3. Ряд положений Закона, направленных на совершенствование правового регулирования ипотечных отношений, отвечает требованиям принципа правовой определенности, вытекающего из конституционного принципа верховенства права.
3.1. Так, внесение в соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона некоторых изменений в статью 15 Закона об ипотеке имеет целью установление более четких законодательных предписаний применительно к случаям повреждения имущества, являющегося предметом ипотеки, что может послужить основанием прекращения ипотеки. Законодателем предусматривается, что имущество должно быть повреждено настолько, что оно в значительной мере утрачивает свою стоимость.
Конституционный Суд полагает, что данное уточнение правового регулирования обеспечивает создание законодательного механизма, позволяющего исключить в правоприменительной практике возможность злоупотреблений, при которых незначительное повреждение предмета ипотеки могло стать формальным поводом для прекращения ипотеки, в то время как предмет ипотеки фактически сохранял свою стоимость.
Одновременно в целях защиты прав залогодержателя сокращается срок, установленный для восстановления или замены залогодателем поврежденного или утраченного имущества с трех до двух месяцев (абзац четвертый пункта 11, пункт 16 статьи 3 Закона).
3.2. Пунктом 18 статьи 3 Закона вносятся изменения и дополнения в статью 40 Закона об ипотеке с целью закрепления особенностей внесудебного порядка обращения взыскания на имущество, являющееся предметом ипотеки. Удовлетворение требований залогодержателя за счет такого имущества без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения между залогодержателем и залогодателем, заключенного до или после возникновения установленных законодательством оснований для обращения взыскания на данное имущество, за исключением отдельных случаев. При этом предусматривается, что в таком соглашении должно содержаться условие о предоставлении права залогодателю, либо залогодержателю, либо иному лицу по выбору сторон осуществить от имени залогодателя продажу заложенного имущества в случае обращения взыскания на заложенное имущество для удовлетворения требования залогодержателя. Одновременно устанавливается, что в соглашении, заключенном между залогодержателем и залогодателем, не может предусматриваться переход права собственности на заложенное имущество к залогодержателю.
Конституционный Суд считает, что возможность удовлетворения требований залогодержателя за счет имущества, являющегося предметом ипотеки, без обращения в суд при согласии на то всех участников обязательства создает условия для более оперативного решения вопросов, связанных с восстановлением нарушенных прав залогодержателя, минимизируя одновременно материальные, временные и иные затраты. При этом упрощение порядка обращения взыскания на такое имущество не лишает стороны права на судебную защиту своих прав и законных интересов, основанного на статье 60 Конституции.
3.3. Нормами, содержащимися в излагаемой в новой редакции статье 41 Закона об ипотеке (пункт 19 статьи 3 Закона), обеспечивается правовое регулирование отношений, связанных с реализацией имущества, являющегося предметом ипотеки, на которое обращено взыскание.
В частности, в пункте 4 указанной статьи Закона об ипотеке закрепляется правило, согласно которому при определенных обстоятельствах, предусмотренных в данной статье, залогодержатель, являющийся взыскателем, вправе по соглашению с залогодателем приобрести данное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой.
При объявлении повторных публичных торгов (торгов) несостоявшимися и отказе единственного участника на участие в таких торгах либо единственного участника, явившегося для участия в повторных торгах, от приобретения имущества, являющегося предметом ипотеки, залогодержатель, являющийся взыскателем, вправе в течение одного месяца со дня объявления данных торгов несостоявшимися оставить за собой указанное имущество с оценкой его стоимости в сумме не более чем на десять процентов ниже начальной цены на повторных публичных торгах (торгах).
Действующим законодательством не предусмотрена возможность приобретения залогодержателем земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также иного имущества, ипотекой которого был обеспечен кредитный договор с банком или небанковской кредитно-финансовой организацией по установленным в пункте 4 статьи 41 Закона об ипотеке правилам. В новой редакции указанной статьи предусматривается, что залогодержатель вправе оставить за собой земельный участок, являющийся предметом ипотеки в порядке, определенном данным пунктом, если это не противоречит установленным законодательными актами в области охраны и использования земель ограничениям в отношении круга лиц, которые могут приобретать такие земельные участки, и целей его использования.
По мнению Конституционного Суда, указанное уточнение норм Закона об ипотеке направлено на упорядочение регулирования ипотечных отношений, в том числе на стадии их исполнения, путем ясного и однозначного определения прав и обязанностей сторон, их ответственности за нарушение ипотечных обязательств.
3.4. В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Закона об ипотеке передача в ипотеку жилого дома, квартиры, в которых проживают несовершеннолетние граждане, ограниченно дееспособные или недееспособные лица, допускается только для обеспечения выполнения обязательств по кредитным договорам, предусматривающим использование кредита для улучшения жилищных условий.
Поскольку Жилищный кодекс Республики Беларусь допускает передачу в ипотеку жилых домов, квартир, принадлежащих гражданам на праве собственности, не обусловливая это видами обязательств, обеспечиваемых ипотекой, Конституционный Суд считает правомерным уточнение в Законе об ипотеке положения о возможности обеспечения ипотекой возврата кредита, предоставленного на приобретение или строительство жилого помещения, и процентов по нему (пункт 23 статьи 3 Закона). Такой подход позволяет привести законодательные акты в единую систему, обеспечив их внутреннюю согласованность, создать реальные гарантии собственнику для более полного осуществления им своего права пользоваться и распоряжаться имуществом, предусмотренного частью второй статьи 44 Конституции.
3.5. В связи с исключением из статьи 383 ХПК и статьи 512 ГПК положений, содержащих запрет на приобретение залогодержателем, выступающим в качестве взыскателя, земельных участков, являющихся предметом ипотеки, а также имущества, ипотекой которого был обеспечен кредитный договор с банком по общим правилам, закрепленным в указанных статьях, обеспечивается согласованность норм ХПК и ГПК с нормами Закона об ипотеке, в которые вносятся соответствующие изменения.
4. Конституционный Суд обращает внимание на расширение пунктом 4 статьи 3 Закона перечня имущества, которое не может быть предметом ипотеки. Так, в излагаемой в новой редакции части первой пункта 4 статьи 6 Закона об ипотеке предусматривается, что наряду с имуществом, которое не может быть предметом ипотеки в случае, если на него в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, таковым не может быть также имущество, приобретенное за счет внешнего государственного займа (кредита), до полного погашения обязательств по такому займу (кредиту).
Оценивая приведенное положение Закона, Конституционный Суд основывается на требованиях части первой статьи 23 в их взаимосвязи с предписаниями части шестой статьи 44 Конституции, в силу которых ограничение прав допускается только в случаях, предусмотренных законом, а осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, изложенную в решении от 29 июня
5. В соответствии с изменением, вносимым в часть третью пункта 1 статьи 11 Закона об ипотеке, если залогодателем земельного участка является гражданин, то договор об ипотеке должен быть удостоверен нотариально либо регистратором территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка (пункт 9 статьи 3 Закона).
Вместе с тем термин «гражданин» в Законе об ипотеке для целей данного Закона не определен, что может привести к неоднозначному пониманию и применению соответствующих положений указанного Закона в отношении прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства.
В решении от 24 июня
При оценке указанной нормы пункта 9 статьи 3 Закона Конституционный Суд учитывает положения статьи 11 Конституции, устанавливающие, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, части четвертой статьи 12 и статьи 50 Кодекса Республики Беларусь о земле, допускающие возможность нахождения земельных участков в частной собственности иностранных граждан и лиц без гражданства и передачи таких участков в ипотеку.
Исходя из выявленного конституционно-правового смысла приведенной выше уточненной части третьей пункта 1 статьи 11 Закона об ипотеке Конституционный Суд обращает внимание правоприменителя на то, что договор об ипотеке должен быть удостоверен нотариально либо регистратором территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка, если залогодателем такого участка выступает как гражданин Республики Беларусь, так и иностранный гражданин или лицо без гражданства.
6. На реализацию положений, закрепленных в статьях 2 и 21 Конституции, в силу которых в правовом государстве гарантируются права граждан Республики Беларусь, закрепленные в Конституции и законах, направлены нормы Закона, определяющие особенности действия отдельных ипотечных отношений в связи со вступлением Закона в силу.
Так, согласно статье 4 Закона договоры об ипотеке, заключенные до вступления в силу данного Закона, действуют до окончания их срока на условиях, на которых они были заключены, и не подлежат приведению в соответствие с этим Законом. Закладные, составленные и зарегистрированные до вступления в силу Закона, продолжают действовать на тех условиях, на которых они составлены. При этом внесение изменений в закладные и (или) в отметки на закладных, составленные и зарегистрированные до вступления в силу Закона, в связи с его принятием не требуется. Внесение таких изменений может осуществляться организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на основании заключенного владельцем закладной и обязанными по ней лицами соглашения в письменной форме об изменении содержащихся в закладной сведений.
По мнению Конституционного Суда, приведенные нормы Закона отвечают положениям части шестой статьи 104 Конституции, в соответствии с которыми закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, а также согласуются с положениями пункта 2 статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Данные нормы Закона нацелены на обеспечение стабильности договорных отношений и гарантированности защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц как участников ипотечных отношений. Конституционный Суд отмечает, что при установлении Законом механизмов действия ипотечных отношений учтена также правовая позиция Конституционного Суда, изложенная им в решении от 18 декабря
Закон в целом направлен на совершенствование правового регулирования отношений в сфере ипотеки, создание более эффективных механизмов защиты прав и законных интересов участников ипотечных отношений, повышение в гражданском обороте привлекательности ипотеки как одного из способов обеспечения кредитных и иных обязательств.
Порядок принятия Закона соответствует Конституции, согласно которой проекты законов рассматриваются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь (пункт 2 части первой статьи 97), а Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98). Таким образом, палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам ипотеки» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
заместитель Председателя
Конституционного Суда
Республики Беларусь О.Г.Сергеева