5 июля 2013 г. № Р-834/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 июня
Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года «О свободных экономических зонах» в редакции Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон (далее – СЭЗ), инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах, а также в связи с необходимостью приведения его норм в соответствие с положениями Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее – Соглашение от 18 июня 2010 года), а также Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года.
Конституционный Суд отмечает, что Закон «О свободных экономических зонах» в редакции Закона от 10 ноября 2008 года (далее – Закон о СЭЗ) был предметом рассмотрения в Конституционном Суде в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности и решением от 30 октября
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В Конституции установлено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (статья 2). Согласно статье 13 Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части вторая, четвертая и пятая).
Положения Закона направлены на регулирование отношений, связанных с функционированием СЭЗ, с учетом указанных и иных конституционных принципов и норм.
1. Пунктом 1 статьи 1 Закона часть первая статьи 2 Закона о СЭЗ, определяющая, что законодательство о СЭЗ основывается на Конституции и состоит из Закона о СЭЗ и других актов законодательства, излагается в новой редакции, в соответствии с которой законодательство о СЭЗ состоит в том числе из международных договоров Республики Беларусь, регламентирующих вопросы создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон. Таким образом, международные договоры, в том числе формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, имеют прямое действие на территории Республики Беларусь.
В соответствии с положениями законов Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (статья 20), «О международных договорах Республики Беларусь» (статья 33) нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда для применения норм международного договора требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта.
Такой законодательный подход направлен на реализацию положения части первой статьи 8 Конституции о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства.
2. Пунктом 2 статьи 1 Закона положения статьи 5 Закона о СЭЗ, согласно которым в СЭЗ не допускается деятельность, запрещенная на территории Республики Беларусь законодательными актами, а также деятельность, запрещенная резидентам СЭЗ в пределах этой зоны, дополняются указанием о том, что в СЭЗ не допускается деятельность, запрещенная на территории свободных (специальных, особых) экономических зон государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
В случае осуществления деятельности, запрещенной законодательными актами, по решению суда может быть ликвидировано юридическое лицо, а также прекращена деятельность индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь, пункт 4 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января
При оценке приведенных положений Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Конституцией всем гарантируются равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13). Конституционное право свободного использования имущества для экономической деятельности, не являясь абсолютным, может быть ограничено. В соответствии с Конституцией осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (часть шестая статьи 44); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).
Приведенные положения пунктов 2 и 10 статьи 1 Закона отражают подходы, закрепленные в международно-правовых актах, в частности Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, предусматривающие, что право каждого физического и юридического лица на уважение принадлежащей ему собственности и ее защиту (и вытекающая из этого свобода пользования имуществом, в том числе в целях осуществления предпринимательской деятельности) не ущемляет право государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами (статья 1 Протокола № 1 к указанной Конвенции в редакции Протокола № 11).
Исходя из анализа норм Конституции и международно-правовых актов Конституционный Суд считает, что устанавливаемые Законом ограничения права свободного использования имущества для экономической деятельности являются обоснованными и правомерными и направлены на стимулирование субъектов предпринимательской деятельности осуществлять такую деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, обеспечивая тем самым защиту прав и законных интересов других лиц. Данные ограничения соответствуют принципу пропорциональности и являются соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, соблюдения баланса интересов общества и государства с интересами граждан и организаций.
Вместе с тем Конституционный Суд обращает внимание на то, что в силу части десятой статьи 20 Закона о СЭЗ резидент СЭЗ вправе заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ с соблюдением общих правил, установленных законодательством. При этом на такую деятельность не распространяется специальный правовой режим СЭЗ. Конституционный Суд считает, что конституционно-правовой смысл положений статьи 5 Закона о СЭЗ, допускающих установление на территории СЭЗ запретов деятельности, не распространяющихся на иную территорию Республики Беларусь, необходимо понимать как предполагающий установление только таких запретов, которые не должны ущемлять, искажать сущность прав и законных интересов населения, проживающего на территории СЭЗ.
3. В соответствии с Конституцией гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (статья 34).
Законом вносятся соответствующие изменения и дополнения в Закон о СЭЗ, обусловленные положениями статьи 6 Соглашения от 18 июня 2010 года об обязательности ведения государствами – членами Таможенного союза реестра резидентов СЭЗ, о возникновении статуса резидента СЭЗ со дня внесения соответствующей записи в такой реестр. Так, в новой редакции излагаются часть четвертая статьи 19 и статья 22 Закона о СЭЗ, регулирующие вопросы порядка регистрации в качестве резидента СЭЗ и утраты данного статуса (пункты 8, 10 статьи 1 Закона). В частности, предусматривается, что регистрация юридического лица и индивидуального предпринимателя в качестве резидента СЭЗ осуществляется путем внесения сведений о нем в реестр резидентов СЭЗ. Соответственно дополняется компетенция государственных органов (Совета Министров Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь) и администрации СЭЗ, в том числе в части информирования по данным вопросам уполномоченного органа Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также пользователей глобальной компьютерной сети Интернет.
Приведенные нормы Закона о реестре резидентов СЭЗ закрепляют правовой механизм реализации международных договоров Республики Беларусь о создании единого банка данных о резидентах СЭЗ в пределах единой таможенной территории, создаваемого в том числе в целях обеспечения государств − участников Таможенного союза полной, актуальной и открытой информацией об осуществляемых на территории СЭЗ видах инвестиционной и предпринимательской деятельности (в том числе для привлечения иностранных и национальных инвесторов), о резидентах СЭЗ как субъектах, имеющих соответствующие льготы на территории Таможенного союза, что, по мнению Конституционного Суда, отвечает целям создания СЭЗ в рамках международного сотрудничества Республики Беларусь.
Нормы Закона, устанавливающие механизм своевременного получения информации о действующих резидентах СЭЗ, направлены на обеспечение реализации конституционного права на получение информации лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с утратой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем статуса резидента СЭЗ; стабильности гражданского оборота и хозяйственной деятельности.
4. В статье 22 Закона о СЭЗ, в которой устанавливаются основания утраты статуса резидента СЭЗ, а также последствия прекращения действия этого статуса, предусматривается, что решение об утрате данного статуса, принятое администрацией СЭЗ в случаях, указанных в Законе, может быть обжаловано юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в хозяйственный суд в месячный срок со дня его принятия (часть четвертая).
Конституционный Суд отмечает, что данное правовое регулирование направлено на реализацию конституционного права на судебную защиту (статья 60 Конституции), предполагающего не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными нормами о том, в каком суде и в какой срок подлежит обжалованию решение администрации СЭЗ.
5. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции), из которого вытекает принцип правовой определенности.
Анализ содержания статей Закона показывает, что они обеспечивают ясность, недвусмысленность, непротиворечивость, определенность закрепляемых норм права, что согласуется с указанными принципами. Так, уточняется перечень оснований утраты статуса резидента СЭЗ, прежде всего путем исключения понятия «лишение статуса резидента СЭЗ» и отнесения оснований лишения к основаниям утраты такого статуса, что позволит устранить правовую неопределенность и, соответственно, установить четкое правовое регулирование данных аспектов деятельности резидентов СЭЗ.
Таким образом, принятие Закона будет способствовать достижению системности правового регулирования отношений в сфере создания, деятельности и ликвидации СЭЗ, согласованию норм национального законодательства с соответствующими нормами законодательства Таможенного союза.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
заместитель Председателя
Конституционного Суда
Республики Беларусь О.Г.Сергеева